Виртуальные выставки

КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ 2023

Хорошая книга со временем не теряет своей актуальности. Наоборот, каждый юбилей выдающегося художественного произведения — хороший повод перечитать его, чтобы узнать, как время повлияло на восприятие событий и мыслей, заложенных в сюжете. В 2023 году праздновать свою дату будут множество произведений, оказавшие огромное влияние на развитие литературы. Среди них романы, рассказы и повести, которые восхищали, заставляли смеяться, грустить и размышлять.

Все эти книги вы можете почитать, став читателем Литрес на базе площадки районной библиотеки, читатели получают доступ к огромному массиву книг различных жанров и направленностей АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО. Зарегистрироваться вы можете на нашем сайте: Nerulibr.ru или позвонив по телефону 3-08-10.

950 лет – «Изборник Святослава» (1073)

Одна из самых древних сохранившихся древнерусских рукописных книг со статьями нравственно-христианского содержания. Был составлен для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был Иоанн-дьяк, имя второго неизвестно. Изборник был найден для русской общественности в 1817 году в Новоиерусалимском монастыре экспедицией К. Ф. Калайдовича и П. М. Строева, хранится в Государственном историческом музее (Синодальное собрание, № 1043). В состав Изборника вошёл перевод греко-византийской антологии, известной в нескольких списках. Он составляет 383 статьи, которые основаны на патристической литературе и Священном Писании. Его основу составляют «Вопросы и ответы» Анастасия Синаита. Также в состав Изборника вошли философские, филологические и естественно-научные статьи, в частности, работы Немесия, Максима Исповедника и Феодора Раифского, трактат Георгия Хировоска «О образех», индекс «отречённых» книг, а также ряд статей астрономического содержания, в частности, «О македоньскых месяцих от церковьнаго предания» Иоанна Дамаскина, «Месяци по римлянамъ», «Месяци по иудеемъ».

670 лет – Джованни Боккаччо, «Декамерон» (1353)

В собрании новелл «Декамерон» доведён до совершенства жанр прозаической повести-новеллы, которая существовала в итальянской литературе ещё до Боккаччо. Эта книга открыла дорогу всей ренессансной новеллистике. Привлекательными чертами для читателей являлись занимательность сюжетов новелл, яркие образы, сочный итальянский язык. Новаторством являлась нетрадиционная трактовка подчас знакомых со времён Средневековья фабул, а также общая идейная направленность. «Декамерон» показывает новые грани возникающего ренессансного гуманизма (например, его антиклерикализм). В центре внимания Боккаччо — проблема самосознания личности, получившая широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры. «Декамерон» Боккаччо часто называют «Человеческой комедией», по аналогии с «Божественной комедией» Данте.

490 лет – Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533)

Cатирический роман-пенталогия о двух великанах-обжорах, отце и сыне. В романе автор высмеивает многочисленные притязания церкви, а также невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации — непомерного стремления к наживе, претензии пап на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви.

430 лет – Уильям Шекспир, пьеса «Укрощение строптивой» (1593)

Пьеса в пяти действиях Уильяма Шекспира.

215 лет – И.В. Гёте, I часть «Фауста» (1808, публикация)

Гёте работал над замыслом о «Фаусте» 60 лет. Первая часть писалась ещё в 1790-х годах, была закончена в 1806 году, опубликована через два года и несколько раз пересматривалась Гёте при переизданиях (последний раз в 1828 году).

215 лет – В.А. Жуковский, баллада «Людмила» (1808, публикация)

Произведение необычное и непривычное для современного читателя, но есть в нем особое очарование, которое часто присутствует в старых книгах классиков. Начало XIX века – время возрождения интереса к русским древностям. Жуковский, которому всегда были близки идеи будущего славянофильства, становится одним из самых активных участников славянского возрождения. Под видом романтической баллады он осуждает такой грех, как богохульство, и предупреждает, что нельзя гневить Господа, призывая смерть, ибо он же может и услышать. Автор являл публике мистически насыщенную балладу в модном романтическом вкусе и отстаивал христианские ценности, слывя поборником праведности и нравственности..

210 лет – Джейн Остен, роман «Гордость и предубеждение» (1813)

Роман очень характерный. Присутствует уникальный английский юмор. В сущности, по жанру это любовный роман, но столько иронии, наблюдательности. С исторической точки зрения он отражает нравы эпохи.

200 лет – А.С. Пушкин, поэма «Бахчисарайский фонтан» (1823)

Поэма поразила современников свободой композиции, в которой ревнителям классицизма виделось отсутствие плана. В письме к Вяземскому А.С. Пушкин назвал своё произведение «бессвязными отрывками». В качестве оправдания он писал: «Недостаток плана не моя вина. Я суеверно перекладывал в стихи рассказ молодой женщины». Экзотические колорит, описания, слог — всё это соответствовало романтической моде на ориентализм и было принято русскими читателями с восторгом.

195 лет – А.С. Пушкин, поэма «Полтава» (1828)

Название поэмы указывает на Полтавскую битву, состоявшуюся 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние народных песен, сказочных мотивов на её содержание и характер изображения её персонажей. Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Вышла в свет отдельным изданием в конце марта 1829 года. Первоначальное название поэмы — «Мазепа»; лишь в последний момент Пушкин изменил его на «Полтава» (причина – эпиграф поэмы и нежелание прослыть эпигоном Байрона, у которого было произведение с аналогичным названием).

190 лет – В.Ф. Одоевский, сборник «Пёстрые сказки» (1833, публикация)

В настоящий сборник включены «Пёстрые сказки с красным словцом», рассказы, разные по стилю, отражающие творческие поиски, а также широкий круг вопросов, интересовавших автора. Рассчитана на любителей русской литературы.

190 лет – Оноре де Бальзак, роман «Евгения Гранде» (1833, публикация)

Роман вошёл в «Сцены из провинциальной жизни» цикла сочинений «Человеческая комедия». Художественная проблематика произведения заключается в разработке двух антагонистических друг другу тем – любви к деньгам (материалистическому составляющему бытия) и любви к человеку (духовной парадигмы нашего существования). Говоря о современном ему обществе, Бальзак подчёркивает его меркантильную сущность. Жизнь большинства людей, по мнению писателя, «ограничена чисто материальными интересами». Один из главных персонажей романа, Гранде является «олицетворением могущества денег». На примере его характера и истории жизни Бальзак показывает, к чему может привести человека любовь к деньгам. С одной стороны, мы видим бережное и экономное отношение к вещам, с другой – неразумное ограничение себя и своей семьи в самом необходимом.

190 лет – А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин» (20-21.03.1833 г., публикация)

Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было 9 глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные её части под названием «Отрывки из путешествия Онегина». Пушкин беседует с читателем непринуждённо, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удаётся разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.

190 лет – А.С. Пушкин, поэма «Медный всадник» (1833)

В 1833 г. А.С. Пушкин создаёт поэму «Медный всадник», которую посвящает реформатору Петру I. Автор называет своё произведение «петербургской повестью» (в черновиках — «горестный рассказ» и «грустное преданье») и настаивает на том, что «происшествие, описанное в сей повести, основано на истине». В «Медном всаднике» Пушкин ставит два самых актуальных для своего времени вопроса: об общественных противоречиях и о будущем страны. Для этого он показывает прошлое, настоящее и будущее России как неразрывное целое. Толчком к созданию поэмы можно считать знакомство Пушкина с третьей частью поэмы польского поэта Адама Мицкевича «Дзяды», в приложении к которой был стихотворный цикл «Петербург».

185 лет – Х.К. Андерсен, сказка «Стойкий оловянный солдатик» (1838, публикация)

Литературная сказка с элементами притчи полностью выдержана в духе позднего романтизма, сознающего свою «романтичность» и слегка подтрунивающего над самим собой. Романтическая обречённость светлых душ, недостижимость идеала высокой любви в жизни и достижимость её только в смерти – всё это подано с холодной, отстранённой, иронической преувеличенностью. Разумеется, все эти нюансы внятны взрослому читателю – как современной Андерсену, так и любой иной эпохи. Специалисты по возрастной психологии до сих пор не пришли к общему мнению о том, как подобные «Сказки, рассказанные детям» (книга Андерсена) влияют на детскую психику и формируют жизненные (познавательные и этические) стратегии юного читателя. Тема сказки – тотальная зависимость человека от превратностей судьбы, а проблема – смысл человеческой жизни, человеческой веры, верности и стойкости. При этом на небольшом пространстве сказочного текста великий сказочник сумел разместить все основные философские подразделы смысложизненной проблематики.

185 лет – М.Ю. Лермонтов, историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838, публикация)

Поэма написана М.Ю. Лермонтовым в народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни. Сюжет произведения разворачивается во времена эпохи правления Ивана Грозного. Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса. Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» её «причитывали да присказывали». Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своем роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось.

185 лет – Чарльз Диккенс, роман «Приключения Оливера Твиста» (1838)

В центре внимания читателя оказывается мальчик, который столкнулся с неблагодарной действительностью. Он сирота с первых минут своей жизни. Оливер не только был лишён всех благ нормального существования, но и рос очень одиноким, беззащитным перед несправедливой участью. Поскольку Диккенс относится к писателям-просветителям, то он никогда не акцентировал внимание на нечеловеческих условиях, в которых жили бедняки того времени. Литератор считал, что не так страшна сама бедность, как безразличное отношение других людей к такой категории людей. Именно из-за подобного неправильного восприятия обществом и страдали бедняки, поскольку они были обречены на вечные унижения, лишения и скитания. Социальный роман «Приключения Оливера Твиста» – это истинное отражение наиболее злободневных и животрепещущих проблем современности. Именно поэтому данное произведение очень популярно среди читателей и со времени своего издания успело стать народным.

180 лет – Э.А. По, новелла «Золотой жук» (1843)

По своему жанру «Золотой жук» относится скорее к новелле, чем к рассказу, т.к. в основу его положено неординарное событие – поиск пиратского клада, зарытого капитаном Киддом на острове Сэлливан, в Южной Каролине. Повествование ведётся от лица автора-рассказчика – друга главного героя, обнищавшего богача Вильяма Леграна. Нейтральный тон и равномерное, лишённое резких толчков развитие действия периодически сбивается на попытку психологического анализа (как собственного состояния автора, так и внутренних причин необъяснимого поведения Леграна) и описания необычных для рядовой жизни середины XIX века предметов и событий, но и то и другое при ближайшем рассмотрении оказывается совершенно естественным и логически обоснованным ходом развития сюжета.

180 лет – Жорж Санд, роман «Консуэло» (1843, публикация)

Прототипом главной героини романа послужила знаменитая испано-французская оперная певица Полина Виардо. Имя главной героини романа в переводе с испанского означает «утешение»: Консуэло становится утешением для Альберта. Для описания Венеции писательница использовала свои личные впечатления от путешествия по Италии. В романе в качестве персонажей выведены многие реальные исторические лица: Никколо Порпора, Бенедетто Марчелло, Йозеф Гайдн, Ян Жижка, Мария-Терезия, Фридрих II, Амалия Прусская, братья Фридрих и Франц фон Тренк и др. Важное место в романе занимает упоминание гуситских войн.

180 лет – Х.К. Андерсен, сказка «Соловей» (1843)

«Соловей» – литературная сказка Андерсена, написанная в традициях романтизма, для которого характерно изображение творца, не понятого обывателями. Таков соловей, чьё искусство настолько отдалено от императорского дворца, что придворные даже не знают, как звучит его голос. В сказке противопоставлено искусство истинное и механическое, искусством не являющееся и поэтому доступное всем.

180 лет – Х.К. Андерсен, сказка «Гадкий утёнок» (1843)

Это сказка-автобиография. Гадкий утёнок – юный Андерсен, который имел экстравагантную внешность: он был худ и неуклюж, так что у многих вызывал жалость и желание помочь. Три испытания гадкого утёнка связывают с тремя этапами жизни Андерсена. В родном городе Оденсе мать отдала его в еврейскую школу для бедных детей, где не было телесных наказаний, но зато мальчик чувствовал там себя чужим. Птичий двор – аллегория Копенгагена. Там юный некрасивый Андерсен вызывал только насмешки, ведь он хотел стать актёром. Такие же насмешки он испытывал в престижных школах Слагельса и Эльсинора, куда был за казённый счёт устроен доброжелателями. Ведь Андерсен был на 6 лет старше одноклассников, то есть большой и неуклюжий, как гадкий утёнок. Он тяжело переживал нападки ректора, подобно тому как гадкий утёнок боялся воинственного индейского петуха на птичьем дворе. Сказка «Гадкий утёнок» написана по законам романтического направления. Герой одинок и противопоставлен всему миру, никем не понят и даже сам не понимает своей ценности. Красота белых лебедей кажется гадкому утёнку далёкой и недостижимой. Но в конце сказки Гадкий утёнок превращается не в одинокого белого лебедя, а соединяется с собратьями и принят ими. Конечно, лебеди не принимаются птичьим двором, но им это и не нужно. Зато люди видят красоту лебедей и признают её. Они играют в сказке роль античных Богов, вдруг заметивших красоту и отметивших её, огласивших истину, которую примут обыватели.

175 лет – Чарльз Диккенс, роман «Домби и Сын» (1848)

Полное название романа — «Торговый дом «Домби и сын». Торговля оптом, в розницу и на экспорт». Книга рассказывает о судьбе судоходной фирмы, владелец которой разочарован тем, что у него нет сына для помощи в ведении дел на работе. Он первоначально отвергает любовь своей дочери, но в конце концов мирится с ней в тот момент, когда уже собирался покончить с собой. В сюжете много тем, характерных для Диккенса, таких как браки, жестокое обращение с детьми, предательство, обман и отношения между людьми из разных классов.

175 лет – У.М. Теккерей, роман «Ярмарка тщеславия» (1848, публикация)

«Чувство глубокой грусти охватывает Кукольника, когда он сидит на подмостках и смотрит на Ярмарку, гомонящую вокруг» – так начинается классическое английское произведение, современное и ныне – шедевр Теккерея. Автор написал социально-бытовой роман, взяв за основу нравы и обычаи своей эпохи – но не выводя на сцену героя, как это было принято ранее. В этом смысле роман стал прорывом в своем жанре. Автор выводит историю взаимоотношения Ребекки Шарп и Эмилии Седли на протяжении 20 лет, обрамляя эту сюжетную линию пеной житейской суеты прочих действующих лиц. Лёгкий изящный слог, житейская философия, размышления о жизни – «Ярмарка тщеславия» актуальна и сейчас, легка в чтении, даёт пищу для размышлений – удивительное произведение вне времени, обязательное к прочтению.

175 лет – Ф.М. Достоевский, повесть «Белые ночи» (1848, публикация)

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. «Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

175 лет – А. Дюма (сын), роман о любви «Дама с камелиями» (1848)

Роман повествует о любви между парижской куртизанкой и молодым романтичным парнем Арманом Дювалем. Прототипом Маргариты Готье являлась возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, которая в 23 года умерла от туберкулёза. Из-за болезни сильные запахи были для неё непереносимы; аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут.

170 лет – А.Н. Островский, комедия «Бедность не порок» (1853)

Действие комедии «Бедность не порок» происходит в середине XIX в. Это было время серьёзных преобразований в государственной и общественной жизни России, которые нашли своё отражение в пьесе.

165 лет – С.Т. Аксаков, сказка «Аленький цветочек» (1858)

История пересказана автором народным языком в стилистике лиричного, напевного сказа. «Эту сказку, которую слыхал я в продолжение нескольких годов не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась, впоследствии выучил я наизусть и сам сказывал её, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи. Я так хорошо её передразнивал, что все домашние хохотали, слушая меня. Разумеется, потом я забыл свой рассказ; но теперь, восстановляя давно прошедшее в моей памяти, я неожиданно наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался вспомнить её. Странное сочетание восточного вымысла, восточной постройки и многих, очевидно переводных, выражений с приёмами, образами и народною нашею речью, следы прикосновенья разных сказочников и сказочниц, — показались мне стоящими вниманья.» – рассказывает С.Т. Аксаков.

165 лет – Т.М. Рид, роман «Оцеола, вождь семинолов» (1858)

В историко-приключенческом романе описываются события Второй Семинольской войны. Главный герой романа — молодой плантатор Джордж Рэндольф, вынужденный разрываться между воинским долгом и защитой своей семьи и привязанностью к другу детства — индейскому вождю Оцеоле, символу надежды индейского народа в борьбе за свою независимость.

165 лет – И.С. Тургенев, повесть «Ася» (1858)

Важнейшей традицией русской литературы можно назвать «испытание любовью», через которое проходили практически все герои. Только вот пройти такое испытание означало полюбить, подойти со всей ответственностью к судьбе «второй половинки». Чаще случалось так, что мужчина оказывался слабее: даже если первой признавалась героиня, он пугался этого и отказывался от дальнейших отношений, проявив нерешительность и трусость. В «Асе» повествование ведётся от первого лица. Герой при этом остается безымянным на протяжении всей повести. В название вынесено женское имя — Ася, позволившее в дальнейшем критикам выделить новый тип героини — «тургеневская девушка». В повести два главных героя — рассказчик и девушка, вошедшая внезапно в его жизнь. Как многие другие произведения И.С. Тургенева, эта маленькая повесть — о любви, любви, так и не сложившейся. Сделав героя одновременно рассказчиком, автор как будто уходит в тень, снимая с себя необходимость комментировать поступки героев, приближая самого читателя к внутреннему миру и переживаниям своих персонажей.

165 лет – С.Т. Аксаков, автобиографическая книга «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением „Семейной хроники“» (1858)

Вторая часть автобиографической трилогии С.Т. Аксакова, в которой рассказывается о его детстве на Южном Урале с 1794 по 1801 годы. В жанровом отношении эта книга имеет многие характеристики воспитательного романа.

160 лет – А.К. Толстой, роман «Князь Серебряный» (1863, публикация)

Исторический роман о временах опричнины. Один из самых читаемых исторических романов на русском языке, выдержавший десятки переизданий. Подводит черту под ранним (вальтер-скоттовским) периодом в развитии русского исторического романа. В современных публикациях рассматривается как «первая в русской литературе попытка художественного исследования истоков, сущности, исторических и нравственных последствий абсолютной тирании».

160 лет – Н.А. Некрасов, поэма «Мороз, Красный нос» (1863)

Шестидесятые годы XIX века – сложный период в истории Российского государства. Обстановка в стране оказала свое влияние и на литературную жизнь. Революционное движение пошло на спад, в рядах демократов преобладали скепсис и уныние, вера в народные силы и крестьянский бунтарский дух серьёзно пошатнулась, русская интеллигенция испытывала растерянность и мощное давление реакционных сил. Скорее всего, эти обстоятельства и подвигли Н.А. Некрасова к созданию поэмы, в которой были показаны лучшие черты людей из народа и чётко обозначен огромный нравственный потенциал русской женщины.

160 лет – В.И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863)

Словарь русского языка с объяснением значений лексических единиц, использовавшихся в устной и письменной речи XIX века. Основу труда составляет язык народа, выраженный разнообразными региональными, производными и близкими по смыслу словами, а также примерами их использования. Словарь создавался с 1819 года В.И. Далем. За это произведение в 1863 году он был награждён Ломоносовской премией Академии наук и удостоен звания Почётного академика. Первое 4-хтомное издание вышло в период с 1863 по 1866 гг.

160 лет – Н.Г. Чернышевский, роман «Что делать?» (1863)

Чернышевский написал роман в Петропавловской крепости, в одиночной камере. Начало работы не случайно совпало с датой восстания декабристов, а стало замыслом писателя. Реалистическое направление романа, как ни странно, не вступает в конфликт с жанром социальной утопии, к которому роман принадлежит. Фантастическая мастерская Веры Павловны кажется альтернативной исторической реальностью. Коммунистический принцип, по которому живут девушки-швеи, не называя его не может быть притягательным для жителей постсоветского пространства, но Чернышевский очень убедителен в своих описаниях. «Что делать?» – философско-публицистический роман. Он – ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Это рассуждения о правильной и счастливой жизни. Роман – не просто утопия, а научно обоснованный путь к утопии. Недаром для современников Чернышевского он становился руководством к действию, а сегодняшний читатель не сразу поймёт, почему не получится устроить такую чудесную и справедливую жизнь, как в романе.

155 лет – Жюль Верн, роман «Дети капитана Гранта» (1868)

Приключенческий роман состоит из трёх частей, в каждой из них главные герои повествования — лорд и леди Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Мэри и Роберт Грант, Джон Манглс — в поисках потерпевшего кораблекрушение капитана Гранта путешествуют вокруг Земли по Южной Америке через Патагонию, по Австралии и Новой Зеландии, строго придерживаясь 37-й параллели южной широты.

155 лет – Ф.М. Достоевский, роман «Идиот» (1868)

Это реализация давних творческих задумок Достоевского, его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». Князь Мышкин большую часть своей жизни провёл замкнуто, выйдя в свет, он не знал с какими ужасами антигуманности и жестокости ему придётся столкнуться. Лев Николаевич символически выполняет миссию Иисуса Христа и, так же, как и он, гибнет любя и прощая человечество. Так же, как и Христос, князь, пытается помочь всем людям, которые его окружают, он пытается будто бы вылечить их души своей добротой и неимоверной проницательностью. Образ князя Мышкина является центром композиции романа, с ним связаны все сюжетные линии и герои. И также центром романа является яркий контраст между добродетелью князя Мышкина и привычным укладом жизни светского общества. Достоевский сумел показать, что даже для самих героев этот контраст выглядит ужасающим, они не понимали этой безграничной доброты и, следовательно, боялись её

150 лет – Н.А. Некрасов, II часть поэмы «Русские женщины» (1873)

Поэма рассказывает о жёнах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение – «Декабристки», но позже изменил название. Автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он ещё и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины – они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгине Трубецкой, показывает её романтический настрой, подчёркивает красоту её поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, – это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращённый к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

150 лет – Н.С. Лесков, повесть «Очарованный странник» (1873, публикация)

Повесть написана в стиле критического реализма. Это стремление автора достоверно изобразить все трудности жизни простого человека, без прикрас описать быт русского народа. Лесков обращает больше внимания на негативные стороны, а не позитивные, чтобы заставить читателя задуматься над непростыми вещами. «Очарованный странник» относится к жанру повести, т.к. рисует цепь эпизодов, составляющих период жизни основного персонажа, и, в отличие от романов, обладает единственной сюжетной линией. Однако в этом творении Лескова также прослеживаются и былинные мотивы. Композиция произведения линейна, однако логика повествования строится не на хронологии событий, а на ассоциациях и воспоминаниях рассказчика. Повесть состоит из нескольких замкнутых эпизодов, как в житиях и приключенческих романах. Элементы и того, и другого жанра фигурируют в «Очарованном страннике», что являлось нововведением Лескова в конце XIX века.

150 лет – Н.С. Лесков, повесть «Запечатлённый Ангел» (1873, публикация)

Одна из ключевых тем повести – тема русской иконописи. Лесков активно изучал «церковную археологию вообще и особенно иконографию». В произведении использованы знания, полученные писателем из посвящённых русской иконописи трудов. Другая важная тема повести – тема чудес. В «Запечатлённом ангеле» Лесков описывает разное отношение к чудесным явлениям.

150 лет – А.Н. Островский, пьеса-сказка «Снегурочка» (1873)

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Пьеса «Снегурочка» написана в стихах, но без рифмы. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечён.

145 лет – А.Н. Островский, пьеса «Бесприданница» (1878)

В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза», «Снегурочка» созданы образы этаких героинь – решительных и смелых, но с трагической судьбой. Даже среди таких ярких девушек с «горячим сердцем» можно выделить одну – Ларису Огудалову, главную героиню пьесы «Бесприданница». Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от своей матери, которая во всём пытается найти выгоду.

145 лет – Жюль Верн, роман «Пятнадцатилетний капитан» (1878)

Писатель работал над произведением в то время, когда его сыну Мишелю было примерно столько же лет, сколько и герою романа – Дику Сенду. Жюль Верн скрупулёзно выбирал место развития событий, выстраивал сюжет, а основой для работы его фантазии были заранее заботливо подготовленные карточки (записи, сделанные из газет и журналов, систематизированы по темам для его будущих книг). Перед тем как он садился за стол и начинал писать книгу, Жюль Верн чётко очерчивал для себя схему будущего романа: он уже знал завязку, развитие действий, кульминацию и развязку, очень хорошо представлял главных героев. «Пятнадцатилетний капитан» стал 17-м романом из серии «Необычные морские путешествия». В романе повествуется о чрезвычайной силе воли и преданности 15-летнего юноши, который взял на себя ответственность за судьбу экипажа корабля.

140 лет – Р.Л. Стивенсон, роман «Остров сокровищ» (1883)

Роман шотландского писателя о приключениях, связанных с поиском сокровищ, спрятанных капитаном Флинтом на необитаемом острове. Роман состоит из 34 глав, разбитых на 6 частей. Повествование ведётся от лица главного героя, сына владельцев трактира — юного Джима Хокинса (за исключением глав 16—18, где рассказчиком выступает доктор Ливси).

140 лет – Д.В. Григорович, повесть «Гуттаперчевый мальчик» (1883)

Повесть о мальчике-акробате, которую называют «наиболее удачным из поздних произведений писателя», написанной в «манере, напоминавшей реалистические произведения Григоровича 40-х и середины 50-х годов».

140 лет – Н.С. Лесков, рассказ «Тупейный художник» (1883)

«Тупейный художник» – это рассказ в рассказе. Первая глава – вступление от автора, в котором он рассуждает о художниках. Основная часть – история Любови Онисимовны, рассказанная ею самой.

140 лет – Карло Коллоди, сказка «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (1883)

Сказка Карло Коллоди, классика детской литературы. Главный герой книги — Пиноккио (от итал. pino «сосна» + occhio «глаз»), сделанный из дерева мальчик, нос которого увеличивается каждый раз, когда он говорит неправду. Книга переведена на 87 языков. Во Флоренции, родном городе Карло Коллоди, стоит памятник Пиноккио с надписью: «Бессмертному Пиноккио — благодарные читатели в возрасте от 4 до 70 лет», а куклы Пиноккио являются популярным сувениром для гостей города.

135 лет – Р.Л. Стивенсон, исторический приключенческий роман «Чёрная стрела» (1888, публикация)

Стивенсон создал роман, где описывается такой интересный исторический период Англии – война двух династий Белой и Алой розы (1455-1485 гг.). Династия Йорков – это Белая роза, а династия Ланкастеров – Алая роза.

130 лет – Генри Райдер Хаггард, исторический роман «Дочь Монтесумы» (1893, публикация)

Действие романа происходит на фоне завоевания Мексики Кортесом, во времена правителя Монтесумы. Рассказ ведётся от имени англичанина Томаса Вингфилда, который после ряда приключений оказывается в составе испанской экспедиции к берегам Новой Испании, где перед ним открывается экзотический мир ацтеков. Он берёт в жёны дочь императора и осуществляет план возмездия своему давнему противнику. Как и в других приключенческих романах викторианской эпохи, туземцы показаны как благородные дикари — жестокие, но, в сущности, наивные варвары. Главный герой сочувствует гибели цивилизации, столь не похожей на европейскую, и симпатизирует скорее местным жителям, чем европейским колонистам.

125 лет – А.П. Чехов, рассказ «Человек в футляре» (1898, публикация)

У Чехова «футлярным человеком» может быть изображён и человек, наподобие Беликова, закованного в правила, и Алехиным, трусящимся любви, и Чимшой-Гималайским, находящимся в зависимости от своей мечты. Все эти персонажи изображены в чеховских рассказах. Чехов признаки «футлярного человека» определяет тем, что рассматривает внутренний мир и внешние черты героя.

125 лет – А.П. Чехов, рассказ «Крыжовник» (1898, публикация)

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века. Небольшой объём произведения — вовсе не недостаток, т.к. практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

125 лет – А.П. Чехов, рассказ «О любви» (1898, публикация)

Рассказ «О любви» можно назвать вершиной эволюции человека, изображенного во всех трех произведениях трилогии. Это герой, который далеко не стар, он не умер, он просто осознал свою ошибку и идет дальше. Не опускает руки, а шагает, пусть еще не знает куда, но все же не стоит на месте.

125 лет – А.П. Чехов, рассказ «Ионыч» (1898, публикация)

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

125 лет – А.И. Куприн, повесть «Олеся» (1898)

«Олеся» – одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. В 1897 году А.И. Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».

125 лет – Э. Сетон-Томпсон, сборник «Дикие животные, которых я знал» (1898, публикация)

Они – дикие животные. Иногда они опасны для человека. Но чаще бывает наоборот: именно люди становятся причиной страданий этих четвероногих существ, которые взрослеют, радуются, любят, ищут уютный, надёжный кров и растят своих малышей… Все эти истории – чистая правда: автор сам когда-то охотился за волком Лобо, бросившимся спасать свою Бланку; видел, как загоняли вороного красавца-мустанга; наблюдал, как мама-крольчиха учила жизни Рваное Ушко и как старая ворона Серебряное Пятнышко перебирал свои драгоценности… В этом сборнике есть всё, за что читатели так любят рассказы Сетон-Томпсона: яркие эмоции и увлекательный сюжет, который держит в напряжении до последней страницы

125 лет – Герберт Уэллс, роман «Война миров» (1898, публикация)

«Война миров» описывает вторжение пришельцев (марсиан) на Землю и является одним из первых описаний подобного конфликта в литературе. События романа, описываемые от первого лица безымянным героем-очевидцем, происходят в южной Англии, в том числе в окрестностях городка Уокинг, где жил и работал сам Уэллс, и в Лондоне.

120 лет – Л.Н. Толстой, рассказ «После бала» (1903)

Рассказ «После бала» – это яркий протест против неестественности внутреннего мира человека, не разделяющего добро и зло. Это сожаление о невозможности обрести счастье в том мире, который эту неестественность порождает.

120 лет – А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад» (1903)

Пьеса «Вишнёвый сад» – последнее драматургическое произведение, в котором А.П. Чехов отдаёт дань своему времени, дворянам и такому обширному понятию, как «имение», столь ценимое автором во все времена. Автор подарил читателям возможность самим судить о его творении, наблюдать и переживать многообразие жанров, представленных на страницах книги.

115 лет – Р.А. Кудашева, стихотворение «В лесу родилась ёлочка» (1903, публикация)

Новогоднюю песню про ёлочку, которая родилась в лесу, а потом была срублена под корень, знают с детства. Она так популярна, что считается народной.

115 лет – Морис Метерлинк, пьеса «Синяя птица» (1908, премьера)

Пьеса в 6 актах, написанная в 1905 году. Впервые была поставлена 13 октября (30 сентября) 1908 г. в Московском Художественном театре. Пьеса проникнута глубокой идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое».

110 лет – Максим Горький, повесть «Детство» (1913, публикация)

Максим Горький считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», ведь он помнит свои страдания и «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю, ценить и отзываться добром на ласку и любовь. Именно поэтому в 1913 г. Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого, получила название «Детство». Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание. Это тяжёлое испытание, не случайно посвятил он своё произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

105 лет – В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф» (1918)

Социально-бытовая пьеса В.В. Маяковского, в первой редакции написанная в 1918 году, переработанная в 1921-м. Маяковский определял театр как «арену, отражающую жизнь». В постановке пьесы заложены основы агиттеатра, это первый опыт политсатиры в советском театре. В ней соединилась революционная патетика, лексика массового митинга, органика площадного балагана с его фарсовой природой и мажорной тональностью. В пьесе сосуществуют злободневные факты политического момента и поэтически-философские отступления. Главная тема – несокрушимая вера в победу народа.

105 лет – А.А. Блок, поэма «Двенадцать» (1918)

«Двенадцать» – эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

105 лет – С.А. Есенин, сборник «Голубень» (1918, публикация)

Сборник состоит из трёх частей: «Голубень», «Под отчим кровом», «Златой посев». В них 34 стихотворения. Из них впервые опубликовано только одно — «Пропавший месяц». Остальные произведения печатались в журналах и непериодических изданиях 1916—1917 гг.

105 лет – С.А. Есенин, сборник «Преображение» (1918, публикация)

Сборник «Преображение» был первым откликом поэта на Октябрьскую революцию. Революция представлена началом всего сущего на Земле, началом изобилия и великолепия: «зреет час преображения», поэт с нетерпением ожидает появления «светлого гостя».

100 лет – А.Н. Толстой, фантастический роман «Аэлита» (1923, публикация)

Роман о путешествии землян на Марс. «Аэлита» входит в ряд произведений А.Н. Толстого, существующих в двух сильно отличающихся вариантах при неизменности фабулы. Основа сюжета – полёт инженера Мстислава Сергеевича Лося и солдата Алексея Ивановича Гусева на Марс, где они обнаруживают высокоразвитую цивилизацию.

100 лет – К.И. Чуковский, сказка «Мойдодыр» (1923, публикация)

«Мойдодыр» Чуковского – признанный сказочный шедевр автора.

100 лет – К.И. Чуковский, сказка «Тараканище» (1923, публикация)

«Тараканище» – сказка для детей К.И. Чуковского. Рассказывает о том, как все звери боялись таракана, совершенно по непонятным причинам. Он казался им огромным, усатым и ну очень страшным. Однажды прилетел в те места воробей, раз и скушал таракана. То-то радости было у зверей...

100 лет – В.К. Арсеньев, повесть «Дерсу Узала» (1923)

Повесть В.К. Арсеньева, основанная на событиях исследовательской экспедиции по Уссурийскому краю 1907—1908 гг. Главными действующими лицами выступает сам автор и его проводник, гольд Дерсу Узала. В ней описывается путешествие Арсеньева в 1907 году по восточной Маньчжурии, в котором он выступает в роли натуралиста-исследователя. Главным действующим лицом повести выступает гольд Дерсу Узала, с которым В.К. Арсеньев знакомится, согласно предыдущей книге «По Уссурийскому краю», в 1902 году. Увлекательный сюжет, развёртывающийся на фоне картин природы и жизни малых народов Дальнего Востока, литературный язык поставили эту книгу в ряд лучших произведений России среди географической и приключенческой литературы.

100 лет – А.С. Грин, повесть-феерия «Алые паруса» (1923)

Александр Грин создал более 400 произведений, придумал целый мир, населённый отважными и благородными героями. Особой народной любовью и популярностью пользуется его повесть-феерия «Алые паруса».

100 лет – Герберт Уэллс, научно-фантастический роман «Люди как боги» (1923)

Роман о цивилизации людей на планете, называемой «Утопия» в параллельном мире, куда случайно попадают несколько англичан. Показано социальное устройство и технологические достижения людей, построивших на Утопии ноократическое общество.

95 лет – А.С. Грин, повесть «Бегущая по волнам» (1928)

Удивительно нежный, лиричный, в то же время невероятно захватывающий и динамичный роман А.С. Грина «Бегущая по волнам» врезается в сердце читателя один раз и навсегда. Неподражаемая гриновская интонация, виртуозное умение создавать особую атмосферу создаёт у читателя особый настрой и особое отношение к произведениям писателя. Молодой человек, Томас Гарвей, благородный и чувствительный, совершенно случайно попадает в самый центр легенды о Бегущей по волнам – прекрасной девушке, являющейся морякам и путешественникам перед кораблекрушением. Когда Гарвей, во время морского путешествия, вступается за честь юной Фрези Грант, он и не подозревает, сколько тайн скрывает эта девушка.

95 лет – И.А. Ильф и Е.П. Петров, роман «Двенадцать стульев» (1928, публикация)

Основа сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой, однако история, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи».

95 лет – А.Р. Беляев, научно-фантастический роман «Человек-амфибия» (1928, публикация)

Толчком к написанию «Человека-амфибии» послужили для Беляева, с одной стороны, воспоминания о прочитанном в Ялте, во время болезни, романе французского писателя-фантаста Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», а с другой, как вспоминала вдова писателя Маргарита Константиновна Беляева, — газетная заметка о состоявшемся в Буэнос-Айресе судебном процессе над неким доктором, производившим «святотатственные» эксперименты над животными и людьми. Что это была за заметка, в какой газете, каковы подробности процесса, — сегодня установить уже невозможно. Но это ещё одно свидетельство стремления Беляева в своих научно-фантастических произведениях отталкиваться от фактов реальной жизни.

95 лет – В.В. Бианки, сборник «Лесная газета» (1928, публикация)

В начале 1924 г. молодой писатель В.В. Бианки получил приглашение вести раздел о природе в журнале «Воробей». Посоветовавшись со старшим братом (энтомологом), вместе выбрали название. «Лесная газета» – игра в газету, забавное подобие настоящей газеты. Через два года Виталий Валентинович собрал рассказы и заметки, напечатанные здесь, дополнил их и обработал в виде книги. Так родилась эта книга. Ещё не очень толстая. Но при каждом переиздании автор просматривал её заново, кое-что убирал, многое добавлял, даже целые разделы.

95 лет – Ю.К. Олеша, сказка «Три толстяка» (1928, публикация)

В фантастической стране под управлением Трёх Толстяков назрел бунт бедняков, вдохновлённых оружейником Просперо и канатоходцем Тибулой. В тоже самое время по случайности ломается кукла наследника престола и доктору Гаспару Арнери приказано починить её за одну ночь, что невозможно. Заменив куклу на девочку-циркачку Суок, которая похожа на игрушку как две капли воды, доктор и не подозревает, к чему это приведёт...

95 лет – К.И. Чуковский, сборник «Маленькие дети» («От двух до пяти») (1928)

Широкая популярность книги «От двух до пяти» нередко приводит к представлению о Чуковском как первом собирателе «детских речений» и исследователе особенностей детского словообразования. Появление книги не было исключительным событием: оно было подготовлено ходом зарубежного и отечественного научного осмысления детства.

95 лет – В.В. Маяковский, стихотворение «Кем быть?» (1928)

Маяковский представил это произведение на празднике, посвящённому детским книгам, в Москве. В 1929 году, через год после первого издания книги «Кем быть?», её переиздали в другом экземпляре, дополнив картинками, нарисованными Н. Шифриным. В XX веке книга стала одной из самых популярных на прилавках книжных магазинов, её можно было увидеть в руках практически каждого ребёнка. В последующие 4 года после издания книгу перевыпускали ежегодно в большом тираже. Владимир Маяковский в стихотворении «Кем быть?» постарался создать положительные образы взрослых профессий, успешно совместив и взрослое, и детское мировоззрение, и восприятие. Поэт считал, что ребёнок с малых лет должен начинать задумываться о том, кем он станет в будущем, и какого уровня жизни он хотел бы достичь.

90 лет – И.С. Шмелёв, автобиографический роман «Лето Господне» (1933)

Здесь перед читателем предстаёт увиденный глазами ребёнка старый московский быт, раскрывается мир русского человека, жизнь которого проникнута православным духом и согрета христианской верой. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека.

90 лет – В.Я. Шишков, роман «Угрюм-река» (1933)

В 1918 году В.Я. Шишков начал писать эпическое полотно о золотой лихорадке конца XIX — начала XX века, захватившей просторы Сибири. 20 лет до того Шишков путешествовал по сибирским рекам: Оби, Енисею, Лене, Ангаре, Иртышу и Нижней Тунгуске. Последняя и стала вымышленной Угрюм-рекой — огромной стихией, кажется, давящей на героев романа своим молчанием и абсолютным равнодушием к замерзающим в её пойме покорителям тайги. Это монументальная история практически клана Громовых — потомственных купцов и промышленников и… разбойников.

90 лет – А.П. Гайдар, «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» (1933, публикация в газете «Пионерская правда»)

Это военная история Аркадия Гайдара, рассказывающая детям о том, что такое война, как её проходили Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш. Пусть даже самый-самый малыш знает и понимает, что живёт в стране с удивительным народом, с непобедимой армией и с неразгаданной Военной тайной.

85 лет – Э.М. Ремарк, роман «Три товарища» (1938, публикация)

Художественная проблематика романа связана с темой «потерянного поколения» – молодых людей, попавших на фронт Первой Мировой войны в очень юном возрасте, от 14 до 18 лет. Время действия «Трёх товарищей» – конец 20-х годов XX века, предположительно 1928-й год. Место действия – послевоенная Германия, предположительно – Берлин. На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.

85 лет – Е.И. Чарушин, сборник рассказов «Никита и его друзья» (1938, публикация)

Это цикл произведений, в котором каждый читатель прикоснётся к волшебному миру детства. Рассказчик описывает в коротких рассказах жизнь своего сына Никиты и его товарищей. Все они с любопытством изучают этот мир, играют, общаются друг с другом и взрослыми людьми.

85 лет – Л.И. Лагин, повесть-сказка «Старик Хоттабыч» (1938)

Сказка о приключениях пионера Вольки Костылькова, который обнаружил кувшин с просидевшим в нём три с половиной тысячи лет джинном по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Благодарный своему спасителю, Хоттабыч начинает служить протагонисту, творя всевозможные чудеса, и со временем Волька перевоспитывает Хоттабыча в советского гражданина.

80 лет – Антуан де Сент-Экзюпери, повесть-сказка «Маленький принц» (1943)

Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.

80 лет – М.М. Пришвин, сборник рассказов «Лесная капель» (1943)

«Мы же теперь учимся природе не только не разрушая образа цветка, животного, камня, но напротив, обогащая природу своими человеческими образами. Я учился этому сам делая записи на ходу. Так создалась моя «Лесная капель» как опыт поэтического изучения природы, понимаемой в единстве с живущим в ней и образующим её человеком».

80 лет – Ю.Н. Тынянов, роман «Пушкин» (1943)

Это третий и последний роман Юрия Тынянова, оставшийся неоконченным. В биографическом повествовании об Александре Сергеевиче Пушкине автор подвёл итог собственным научным и беллетристическим подступам к пушкинской эпохе, предпринятым в 1920-1930 гг. Форма романа-биографии была использована Тыняновым для реконструкции ряда филологических гипотез, касающихся биографии поэта и генезиса некоторых мотивов его творчества.

75 лет – А.Н. Рыбаков, роман «Кортик» (1948, публикация)

Первый роман известной детской трилогии («Кортик», «Бронзовая птица» и «Выстрел») рассказывает об увлекательных приключениях арбатского мальчика Миши Полякова и его друзей, разгадывающих тайну старинного кортика.

75 лет – Е.Л. Шварц, «Сказка о потерянном времени» (1948)

Это история нескольких нерадивых учеников и учениц. Они попали в переделку из-за собственной лени и пустым занятиям. Смогут ли ребята вернуть упущенное попусту время, кто будет им препятствовать, найдутся ли у них помощники? Все ответы в сказке о важности ценить каждый миг, ответственно подходить к своим обязанностям и быть настоящим другом.

70 лет – Рэй Брэдбери, научно-фантастический роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» (1953)

Роман описывает американское общество близкого будущего, в котором книги находятся под запретом; «пожарные», к числу которых принадлежит и главный герой Гай Монтэг, сжигают любые найденные книги. В ходе романа Монтэг разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков. Название книги объясняется в эпиграфе: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага».

65 лет – А.И. Солженицын, роман «В круге первом» (1958)

Роман написан по воспоминаниям о работе во время тюремного заключения на «шарашке» (спецтюрьме МВД — МГБ) в Марфине, где работали заключённые инженеры (1947—1950). Название романа «В круге первом» — это аллегорическое сравнение шарашки, отсылающее читателя к «Божественной комедии» Алигьери Данте.

65 лет – Габриэль Гарсиа Маркес, повесть «Полковнику никто не пишет» (1958)

Автор переписывал повесть целых 11 раз, добиваясь максимальной убедительности и художественности. Это произведение – об одиночестве, стойкости, противостоянии, о человеческой вере и непоколебимости. Маркес не отрицал, что большое влияние на создание этой повести оказала личность Хемингуэя. Но гений автора не нуждался в оправданиях и подтверждениях – ёмкое и многомерное слово Маркеса говорило о бесспорном таланте автора.

65 лет – Н.Н. Носов, сказка «Незнайка в Солнечном городе» (1958, публикация)

Книга, повествующая о путешествии Незнайки, его подруги Кнопочки и случайного знакомого Пачкули Пёстренького в Солнечный город, описывает сам Солнечный город как промышленно и культурно развитый, очень благоустроенный, с футуристическими домами и автомобилями. Само название «Солнечный город» является аллюзией на утопическое произведение «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, в котором тоже описывается путешествие в идеальный город.

60 лет – А.С. Иванов, роман «Тени исчезают в полдень» (1963)

Книга, послужившая основой для самого знаменитого телесериала нашей страны – «Тени исчезают в полдень». Потрясающий роман о великой и страшной эпохе. Не просто «семейная сага» – роман-жизнь, роман-судьба. Книга о сильных людях, незаурядных во всём – любви и ненависти, силе и мужестве…

60 лет – А.Т. Твардовский, поэма «Тёркин на том свете» (1963, публикация)

Поэма продолжает сюжет, начатый в «Книге про бойца» с неунывающим солдатом Василием Тёркиным. В отличие от предыдущей книги, эта книга имеет малое отношение к войне, а представляет собой острую сатиру на социалистический образ жизни, бюрократизацию общества и сталинизм. Поэма стала одним из самых ярких событий «оттепели».

55 лет – Артур Хейли, роман-бестселлер «Аэропорт» (1968)

«Аэропорт» — классический триллер Артура Хейли, один из самых известных и захватывающих «производственных романов» в мире. Снежный буран, террорист в самолёте, необходимость принимать срочные решения в режиме ЧС — жизнь аэропорта мегаполиса, настоящего «города в городе», предстает перед читателем в мельчайших подробностях, обыденных и драматических.

55 лет – Астрид Линдгрен, последняя часть трилогии «Малыш и Карлсон» – «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» (1968, публикация)

Кто самый обаятельный, самый красивый, самый умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил? Конечно же Карлсон, толстенький забавный человечек с моторчиком на спине! Его знают и любят дети всего мира. За непоседливый нрав, неуёмную фантазию и желание пошалить. Но больше всех, пожалуй, Карлсона любит Малыш, ведь вместе им никогда не бывает скучно, потому что главное для Карлсона: «Надо, чтобы было весело и забавно, а то я не играю».

50 лет – Б.Л. Васильев, повесть «Не стреляйте белых лебедей» (1973)

Удивительно, как в этом случае название передаёт смысл всего произведения. Одна точная, ёмкая фраза вмещает в себя весь посыл, который Борис Васильев хотел донести до читателя. Особенно значимый для русского человека образ лебедей вкупе с белым цветом и повелительным наклонением играют сильно. Книга пропитана любовью к природе, к родной земле и к честным, достойным людям.

50 лет – А.И. Солженицын, художественно-историческое произведение «Архипелаг ГУЛАГ» (1973, публикация в США)

Произведение о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы. Основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном опыте автора. ГУЛАГ — аббревиатура от «Главное управление лагерей». «Архипелаг ГУЛАГ» написан А.И. Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 2 июня 1968 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. Сам Солженицын пояснил природу жанра своей книги так: «Художественное исследование — это такое использование фактического (не преображённого) жизненного материала, чтобы из отдельных фактов, фрагментов, соединённых однако возможностями художника, — общая мысль выступала бы с полной доказательностью, никак не слабей, чем в исследовании научном».

50 лет – В.Д. Берестов, сборник стихотворений «Семейная фотография» (1973)

Стихи, вошедшие в сборник Валентина Берестова, связаны единым сюжетом: это своеобразная лирическая автобиография. Перед читателем проходят юные годы героя, совпавшие с порой первых пятилеток, этапы его возмужания, эпизоды работы в археологических экспедициях (прежняя профессия В.Д. Берестова — археолог). Стихи поэта окрашены добротой, мягкой ироничной улыбкой, в них множество живых и точных примет времени.

35 лет – В.С. Высоцкий, сборник песен «Я, конечно, вернусь...» (1988)

В эту книгу вошли песни, написанные В. Высоцким специально для кинофильмов.

30 лет – В.О. Пелевин, роман «Жизнь насекомых» (1993, публикация)

Аллегория на человеческую жизнь, достигнутая путём её сопоставления с жизнью насекомых. Выбранные автором персонажи являются типичными представителями общества начала 1990-х годов в России. Однако, этот факт сам по себе роли не играет, поскольку типажи весьма универсальны и адекватны для любого времени. В тексте есть отсылки к учению Карлоса Кастанеды, Марка Аврелия и буддизма.

20 лет – Л.Е. Улицкая, роман «Искренне ваш Шурик» (2003, публикация)

Герой романа — яркий персонаж в галерее портретов Людмилы Улицкой. Здесь, по словам автора, «локальная проблема взаимоотношений сына и матери, подчинение человека чувству долга и связанные с этим потери. Оттенки любви — эгоистической материнской, бескорыстной сыновней, своего рода инцест на духовном уровне, а также целая галерея чувств разнообразных женщин — одиноких, несчастных, легкомысленных, часто агрессивных к герою, который полон доброжелательности и самых лучших намерений, но никого не может сделать счастливыми. И даже напротив».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Close
Close