В далеком 1989 году в молодом городе началось строительство очередного дошкольного учреждения – ясли-сад № 61. В октябре 1991 года здание на 280 мест было сдано в эксплуатацию. Холила и лелеяла возводимое здание первая заведующая учреждения Людмила Васильевна Лавренова. Это по ее инициативе ясли-сад стал носить название «Малыш». И под ее руководством стал первым в республике учреждением компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Людмила Васильевна, как грамотный руководитель, видела перспективу становления зрительной системы ребенка с нарушением зрения только в преемственности лечения и педагогической коррекции на уровнях дошкольного и начального общего образования. И благодаря настойчивости Лавреной в 2000 году учреждение изменило свой статус, и было переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 61 «Малыш». В 2005 году Людмила Васильевна Лавренова, осуществившая свою мечту о создании необычного детского учреждения, ушла на заслуженный отдых. Эстафету руководства «Малышом» приняла ее ученица Елена Александровна Ковальчук. Плох тот ученик, который не перерастает своего учителя. Елена Александровна за 15 лет руководства учреждением продолжила традицию работы учреждения в режиме развития. Под ее руководством в 2007 году учреждение прошло первую государственную аккредитацию и получило статус специального (коррекционного) учреждения. В этом же году активно стал формироваться стабильный коллектив специальных педагогов с целью поддержки ребенка с нарушением зрения. Накануне 30-летней годовщины образовательного учреждения в «Малыше» уже состоявшийся педагогический коллектив оказывает грамотную коррекцию 283 детям, 69 из которых посещают начальную школу, 214 являются воспитанниками детского сада. Хочется подчеркнуть авторский образовательный имидж «Малыша». Сведения о качественной коррекции передаются родителями из улуса в улус. Сегодня учреждение посещают обучающиеся из многих улусов республики: Мирнинского, Жатайского, Ленского, Чурапчинского и других районов. Согласно последним данным статистики, количество детей с нарушениями развития увеличивается с каждым годом, растет и веер нарушений развития, что поднимает актуальность специального (коррекционного) учреждения. В «Малыше» сегодня находят помощь и поддержку семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением зрения, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушением двигательной активности, с тяжелым нарушением речи, расстройством аутистического спектра. Такой неоднородный состав обучающихся предположил педагогический поиск социальных партнеров для становления профессионального мастерства коллектива. Сегодня педагогический коллектив активно взаимодействует с Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) Республиканским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» г.Нерюнгри, Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Нерюнгри», более известный родителям и педагогам как Центр ДЦП. Сегодня налажены партнерские связи со специальными учреждениями Якутска. «В столице сосредоточено значительное количество специализированных учреждений, опыт которых развился на протяжении многих лет - рассказывает заместитель директора Галина Петровна Анисимова. – Мы учились на их опыте организации коррекции и реабилитации детей с ОВЗ. Сегодня наше сотрудничество перешло на новый уровень. Уже наш педагогический коллектив активно делится своим инновационным опытом, участвует в курсах повышения квалификации республиканского уровня и транслирует педагогические находки по созданию специальных условий для ребенка с нарушением развития». Сегодня педагогический коллектив представлен 52 педагогами и 11 специальными педагогами. Многие специальные педагоги выросли из числа воспитателей и учителей начальных классов нашего учреждения, что говорит о неравнодушии к детям с особыми образовательными потребностями. Повышение профессионального статуса также позволяет грамотнее использовать практические знания особенностей развития воспитанников и успешно реализовывать адаптированные образовательные программы с учетом нарушения детей. Имидж специального (коррекционного) учреждения формируется на протяжении целого ряда лет. «Малыш» - это, прежде всего, учреждение, которое имеет свой стиль, свое лицо. Когда переступаешь порог детского сада, первым, что бросается в глаза, это нестандартность, авторский стиль оформления фойе, коридоров, групп, классов. На входе нас встречают экспозиции мини-музеев. Они креативно оформлены и посвящены различным темам. И хоть нас, взрослых, покорило оформление мини-музеев, не будем останавливаться на их описании. Об этом уже было много информации в СМИ. «Одна из главных задач нашего учреждения, это социализация ребенка, - рассказывает Галина Петровна. - Одним из условий эффективной социализации является инновационная работа педагогического коллектива по созданию новых возможностей образовательной среды в условиях коворкинг-пространства. Идея создания пространства детской реализации состоит в моделировании коворкинг-пространства как открытой образовательной среды развития детей. Стратегия направлена на исполнение задач системы образования Республики Саха по формированию открытого образования, созданию образовательного пространства, доступного любому желающему и обеспечивающего образование в ритме удобном обучающемуся. Модель коворкинга представлена 15 центрами разной направленности, которые позволяют вывести детей за рамки класса или группы, создать дополнительные условия для общения детей». Экскурсия по учреждению плавно переходит на второй этаж. Здесь нас встречает пространство интеллектуального развития детей. В мини-музее «Часодеи» в распоряжение детей представлены раритетные экспонаты настенных часов. По словам Галины Анисимовой, воспитанникам с ОВЗ сложно ориентироваться во времени, а возможность «потрогать» время руками позволяет эффективно корректировать эти пробелы. В пространстве интеллектуального развития занятие по интересам может найти каждый ребенок. В распоряжении воспитанников сформированы площадки «Город цифр» и «Город букв». В отличие от обычных музеев здесь всё можно и нужно трогать руками. «Наши воспитанники в основном размышляют абстрактно, - продолжает Галина Анисимова. – Чтобы понять смысл слова, им необходимо его тактильно почувствовать. Вот такие специально адаптированные условия и помогают справляться с этой задачей». Дети учат не только буквы и цифры, но и историю родного края, его культуру и самобытность. А помогает им в этом центр коворкинга «ГеографиЯ», открывает которое большая панорамная стена с изображением трех карт: России, Якутии и города Нерюнгри. Действия с макетами карт помогает практически закрепить умение ориентировки в пространстве, собственную идентификацию на местности. На карте Якутии дети практическим путем осваивают такие понятия как растения и животные нашей республики, учатся по значкам определять названия полезных ископаемых, которыми славится якутская земля. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота об одаренных детях сегодня рассматривается в «Малыше» как забота о развитии особого ребенка, среди которых много способных детей. С целью развития технического творчества в учреждении эффективно создается обогащенная среда технической направленности с учетом направлений STEM-образования. Для детей с ОВЗ это, прежде всего, обучение, которое включает в себя практический подход к изучению естественных наук вместе с инженерией, технологией и математикой. В отличие от традиционного обучения, STEM-образование результативно для ребенка тем, что представлено смешанным пространством, в котором реализуются технологии от лего-конструирования, робототехники до азов программирования ПиктоМира. Смешанное пространство технического творчества создает условия развития и реализации ребенка с любым уровнем развития и разными интересами. В данном центре коворкинга дети изучают робототехнику в формате мастерской «Предкванториум», работают с лего-конструкторами в клубе «Путь в инженеры», математику в классах ментальной арифметики. Воспитанники реализуются в условиях мультстудии, где в их распоряжении две мультимедийные установки для создания мульт- фильмов. Дети сами выбирают произведение, учатся изготавливать декорации и персонажей. С помощью взрослых получаются интересные мини-мультики. Работы детей в области технического творчества отмечены наградами на разных уровнях. В коррекционной педагогике есть положение о замещающей функции развития. Например, если ребенку трудно даются спортивные мероприятия или работа по программированию на компьютере, то обязательно есть то пространство, где ребенок может почувствовать себя успешным. Такое превращение происходит в классе по изучению ментальной арифметики. «Все началось с того, что дети проявляли живой интерес к счету и числам, - рассказывает педагог-организатор дополнительного образования Анна Ильм. – Эту заинтересованность необходимо было развивать. Для каждого вида нарушений развития я подобрала индивидуальную программу. Наши старания - это призовые места всероссийских олимпиад по ментальной арифметике, где мы участвуем наравне с обычными детьми». «Каждый ребенок уникален и рождается со способностями, которые можно и нужно развивать, приобщая обучающихся к техносфере, - говорит Галина Анисимова. - Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире». Работа с конструктором помогает детям не только устанавливать причинно-следственные связи, анализировать результаты своей работы, искать новые пути решения поставленной задачи, но и оценивать влияние различных факторов на итоговый результат. На третьем этаже здания экскурсия переходит в пространство «ИграториЯ». Это пространство реализации активного отдыха, самостоятельного двигательного опыта, самоэкспериментирования, разгрузки нервной системы. Здесь находятся спортивные залы, площадки для активных игр, которые оснащены современными игровыми лабиринтами, скалодромом и другим спортивным оборудованием. Без специальных условий в «Малыше» не остается ни одна нозология развития. Нашему вниманию представили новый комплекс для детей с расстройством аутистического спектра – сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов для развития сенсомоторной интеграции. Сегодня «Сова-нянька» помогает детям расти сообразительными, здоровыми и счастливыми. Занятия в комплексе «Сова-нянька» рекомендованы также детям при проблемах двигательной системы, ДЦП легкой формы, задержках развития. По признанию педагогов, комплекс творит чудеса, даже неговорящий ребенок начинает выговаривать и повторять за педагогом слова. «Мы видим потрясающие результаты, и приняли решение подготовить проект по защите опыта работы для участия в конкурсе президентских грантов, - рассказывает Галина Анисимова. - Цель нашего проекта - создание класса для детей-аутистов. Для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации группе сопровождения обучающихся с РАС или пригласить квалифицированных специалистов, подготовить полноценную зону для занятий и детского отдыха». По признанию Галины Анисимовой, явные позитивные изменения, которые отмечаются в поведении детей, происходят благодаря усердию, а главное, терпению педагогов. К примеру, учитель-дефектолог Елена Андриянова говорит, что самое важное в работе с детьми-аутистами – это постоянство образа. «До тех пор, пока мы не установим прочную связь с ребенком, нежелательны смена образа, цвета волос и помады, парфюма, не говоря уже про одежду, - рассказывает она. - Особенность детей-аутистов в том, что они фиксируют определенные признаки предметов, запахи, формы, образы людей, а задача педагога заключается в том, чтобы снять эти особенности восприятия мира и социализировать детей». Как показывает практика, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Если кому-то определенная программа подошла, то это не значит, что для других она тоже будет эффективна. Поэтому главный девиз педагогов - искать и не сдаваться. Одна из частых проблем ребенка с РАС, с которыми сталкиваются воспитатели и учителя – это агрессивное поведение воспитанников. Дети с нарушениями восприятия мира тяжело воспринимают самого себя, им тяжело совладать со своим телом. Если они научатся спокойно сидеть на уроке, это уже большой шаг к успеху. Положительная динамика, к которой идет педагогический состав «Малыша», соткана из таких каждодневных важных мелочей. «Малыш» на пороге своего 30-летия, - говорит Галина Петровна. - За эти годы многое изменилось в мире. Изменился состав коллектива, многие уехали в родные края. Изменился и контингент воспитанников. Для детей нужны инновационные технологии, новые креативные практики, новые условия инфраструктуры. Трудовой коллектив представлен людьми разных поколений, разного возраста, с разным стажем работы. Но всех объединяет стремление сделать свое рабочее место тем развивающимся пространством, которое приведет образовательное учреждение к новому качеству образовательной среды». К юбилею коллектив приготовил несколько новых направлений развития. На 2021-2022 учебный год для повышения качества образовательной и воспитательной работы образовательное учреждение предусматривает реализацию инновационной работы в рамках: - Сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир». - ФИП по теме «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота». - ФИП по теме «Интегральное воспитательное коворкинг-пространство «Детский сад - начальная школа» (Федеральный институт развития образования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). А также продолжим реализацию задач Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по предоставлению равных возможностей для обучения всех категорий воспитанников с ОВЗ. Для этого планируем включить в коворкинг-пространство ресурсный класс для обучающихся с расстройством аутистического спектра с целью расширения возможностей детей города Нерюнгри для получения полноценных условий для социализации в пространстве учреждения. Гульшат Лаврентьева, фото Юрия Коковина К ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ 28 ìàÿ 2021 ã. 11 6 28 ìàÿ 2021 ã. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3» города Нерюнгри в октябре 2021 года празднует свой юбилей. Образовательное учреждение известное в городе и республике как «Малыш» отмечает 30 лет со дня открытия. Журналисты газеты «Индустрия Севера» побывали в образовательном учреждении и поинтересовались тем, как живет «Малыш» сегодня, как выстроена современная система коррекционного образования, и к каким результатам она приводит. Успех, сотканныйизмелочей Елена Ковальчук - директор Галина Анисимова - заместитель директора .indd 3 26.05.2021 16:11:48
RkJQdWJsaXNoZXIy MTc4MjM5