86
национальная культура народов Республики Саха, а программа по нему – «сырая»,
методического материала мало. И было бы просто глупо не воспользоваться такой
возможностью живого общения с представителями национальной культуры. Тем более что
В. Яковлев (Далан), автор исторических романов «Глухой Вилюй», «Трудный век Тыгына»,
свое выступление как раз и посвятил истории якутской литературы и языка, их
основоположникам – Кулаковскому, Ойунскому и гораздо меньше времени уделил
собственной персоне, своему творчеству, даже непростительно мало. Как впрочем, и его
сотоварищи по творчеству. Что опять же отличает нынешнюю встречу с якутскими
писателями, от прежних, давних.
Ныне наши гости выступали не просто литераторами – полпредами суверенной
Якутии, возрождающейся Республики Саха, ее культуры, языка, обычаев. Настоящий гимн
родному народу, дружбе русских и якутов и... женщинам, учитывая аудиторию, пропел Г.
Колесов в своем выступлении. Чем привнес веселье и оживление, и наглядно показал, что
творчество – дело веселое. Но это ему, конечно, оказалось не трудно – ведь Колесов, к тому
же еще и актер якутского театра. Ему и карты были в руки.
Немногословными в свой адрес оказались поэты П. Дмитриев и М. Дьячковский. Они
просто прочитали свои новые стихи. Петр Никифорович пишет для детей, но, представляя,
ведущая упомянула о его научной деятельности, и присутствовавшие не преминули задать
ему вопрос: будет ли разработана новая программа по национальной культуре Республики
Саха для школ? А у Дьячковского, автора «Чолбона», поинтересовались творческими
планами журнала на 1993 год, какие публикации ожидают нас в будущем.
У всех наших гостей творческая судьба, в общем-то, схожа. В литературу они пришли
кто из филологи, кто, как В. Васильев, из журналистики. Именно в газете оттачивал свое
перо драматурга Василий Егорович, автор пьесы «В Амге была весна», которая был
поставлена в якутском драматическом театре. Спектакли по этой пьесе идут на подмостках
других театров, России. А к «Амге» прибавилось еще три пьесы, рассказы. Это, что касается
его творчества. Сегодня ему приходится разрываться между писательством и общественной
работой, которая забирает немало времени. Васильев представляет якутских литераторов в
Российском Союзе писателей, он депутат Верховного Совета Республики Саха. С одной
стороны, общественная работа вроде бы в ущерб личному творчеству (время!), а с другой –
благо; у Васильева есть возможность ставить и решать вопросы культуры на парламентском
уровне. И сегодня для возрождения национальной культуры это важнее, считает драматург.
Два часа, минута в минуту, длилась эта встреча, на которой было место и словесности, и
якутской песне, и шутке, и юмору. И если бы не спешили наши гости в «Шахтер» (откуда и
прибыли они к нам с торжества по случаю 360-летия вхождения Якутии в Россию) на
продолжение праздника, много чего интересного узнали бы еще собравшиеся и о процессах,
происходящих сегодня в якутской литературе, и собственно творчестве наших гостей.
На память о встрече якутским писателям вручил книги. И еще хозяева умудрились
выкроить «окошко» – показать библиотеку и напоить чаем с домашним тортом, что
оказалось более чем кстати – у В. Е Васильева 6 ноября был день рождения. Хоть какой-то
намек на домашность обстановки человеку, вырванному силой обстоятельств в этот день из
семейного круга.
«Дирижеры» встречи и ее главные организаторы, ведущий методист ЦГБ Н. С.
Бречалова и А. В. Маркова, могут быть довольны – «все прошло как по маслу», «без сучка и
задоринки». Это из отзывов участников вечера-встречи. Но и самим собравшимся «спасибо»
за активность. Своей доброжелательностью, заинтересованностью к личностям литераторов
они привнесли и высокую ноту, и праздничность в атмосферу встречи, которая доказала
известное: нет ничего лучше роскоши человеческого общения.