66
литературы поступило всего 905 книг, причем, если книга для массового читателя стоила
25-30 руб., то средняя цена учебника – 80 рублей.
В 2000 году картина примерно такая же: всего поступило 20528 экземпляров, из
них книг 8762. В отраслевом составе фонда научно-популярной литературы 15612
экземпляров, из них учебных изданий – 10298, художественной литературы всего 4916
книг, и то 3298 экземпляров – это русская классика по школьной программе и только 1618
книг предназначено массовому читателю: детективы, приключения, романы, которые
пользуются спросом на абонементе.
– В начале 2001 года мы приобрели книгу Спиркина "Философия", которая очень
нужна студентам, – рассказывает заведующая отделом обслуживания Светлана
Черепанова. – Стоит она 180 рублей, на эти деньги можно было бы купить 4
художественные книги. По всем нормам комплектования массовой библиотеки должно
быть 40 процентов именно художественной литературы, а у нас она составляет всего 1,5
процента от фонда...
Но это одна сторона проблемы превращения публичной библиотеки, призванной
обеспечивать общественные интересы в области информации, образования, культуры
всего населения, в специальную учебную библиотеку. Вторая, которая вскоре
обнаружилась, быстрая изнашиваемость фонда. Средняя книга выдерживает на
абонементе 54 книговыдачи, а если она в тонкой обложке, скрепленной бесшвейно-
клеевым способом (таких сейчас к нам поступает большее количество), – то только 15.
Мы же выдаем одно издание в читальном зале в среднем по 800 раз в год! Такое
сверхактивное использование фондов (и не только учебной литературы, но и нашего ядра
– энциклопедий, словарей, справочников) привело к тому, что книги ветшают,
– Да, есть нормы обновления фонда – 10 процентов в год, но мы получаем лишь
половину положенного, включая литературу не новую, из обменного фонда. Политика
комплектования в помощь учебным программам привела к тому, что на абонементе
сегодня – самый низкий процент обновления – 0,9, а ведь именно абонемент определяет
"лицо" библиотеки, – с горечью говорила Светлана Черепанова. – Мы стараемся помочь
каждому студенту. Так, у нас можно взять книгу на ночь, заплатив 10 рублей. И ведь
берут по 2-3 книги. Мы делаем немало усилий, чтобы подобрать для ребят нужную
литературу. Не каждый может самостоятельно работать с каталогами и картотеками, вот и
обращаются к работникам отдела обслуживания с устными запросами, зачастую со
сложными для поиска: просят подобрать литературу по теме "Спиральная экономика" или
"Виды интеллектуальной собственности", "Сенсуализм и рационализм нового времени"
или "Социальная защита проституток в РФ", "Жизнь есть абсурд с позиции самоубийцы"
или "Разум, организация или организованность". В лучшем случае подскажут, что
"проходят" Достоевского или логистику или просто спрашивают, где можно прочитать
про шанцевые соединения или про устройство автомата Калашникова...
Нашему библиотекарю приходится выступать в роли консультанта, находить
материал, применяя закон рассеивания информации. Если нет "Великой дидактики" Яна
Амоса Каменского, предлагаем "Историю педагогики", заменяем "Теоретические основы
сестринского дела" другой медицинской литературой. А чем заменить пособия по
курсовому и дипломному проектированию, коммерческому праву, методику
преподавания математики в начальной школе?
Все эти проблемы мы постарались обсудить на "круглом столе" "Роль библиотеки в
образовательном пространстве города'' вместе с работниками учебных библиотек и
руководителями учебных заведений, – рассказывает директор Нерюнгринской ЦБС Нина
Бречалова. – Заместитель главы администрации по социальному блоку Ирина Лю вопрос
поставила, как говорится, ребром: или вузы и колледжи помогают городской библиотеке в
комплектовании учебной литературой, знакомят с учебными планами (особенно при
открытии левых специальностей) или ЦГБ работает только как массовая публичная
библиотека. Тот серьезный разговор помог выработать рекомендации, как действовать