12
В
2007 г. правительство одобрило план, согласно которому планируется строительство
«капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято
решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста. В 2009 г. нача-
лась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (Дальневосточная
железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля, её планируют завершить
в 2016 г. Данные работы позволят повысить скорость движения поездов, что повлечет за со-
бой увеличение пропускной и провозной способности, а также дадут возможность увеличить
весовую норму поездов на участке с 3600 до 5600 тонн.
В настоящее время социально-экономический потенциал БАМа полностью не раскрыт.
Эксплуатация этой магистрали не приносит ОАО "РЖД" прибыли. Главная причина сло-
жившейся ситуации – медленное освоение прилегающих территорий. Из запланированных
девяти территориально-производственных комплексов, которые должны были обеспечить
загрузку БАМа, реализован только один - в Нерюнгринском угольном бассейне.
Байкало-Амурская магистраль - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в
мире - пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Яку-
тии, Хабаровскому краю. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквоз-
ным выходом России к Тихому океану. Являясь самым коротким железнодорожным путем к
портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы страны, БАМ сокращает расстоя-
ние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200
км, до Ванино - почти на 500 км, Якутии - на 600 км, а для пассажиров и грузов, которые сле-
дуют на Сахалин, Камчатку и в Магадан, - на 1000 км.
ОАО "РЖД" была разработана "Стратегическая программа развития Байкало-Амурской
магистрали до 2020 года", которой предусматривается значительный объем работ:
строительство и восстановление 91 разъезда;
строительство 800 км вторых главных путей;
оборудование около 700 км железнодорожных линий автоматической блокировкой;
удлинение и строительство 171 приемоотправочного пути;
приобретение около 750 грузовых локомотивов и около 11 тыс. единиц грузовых ва-
гонов;
реконструкция 85 мостов, 3 тоннелей, 650 км земляного полотна и др.
Данная программа была активно использована при разработке положений «Стратегии
развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». В стратегии
прогнозируется увеличение объемов перевозок на БАМе за счет роста промышленного про-
изводства, освоения ряда месторождений, строительства железнодорожной линии на Якутск
и развития Ванино-Совгаваньского транспортного узла. Также планируется специализация
БАМа для пропуска тяжеловесных поездов, а Транссиба – для пропуска специализированных
контейнерных и пассажирских поездов.
Программой "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие
транспортной системы России (2010-2015 годы)" предусматривается:
строительство новой железнодорожной линии Томмот - Кердем - Якутск (Нижний
Бестях) общей протяженностью 450 км;
проектирование новой железнодорожной линии Селехин - Ныш общей протяжённо-
стью 582 км.
Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030г. предполагает увеличение
объемов перевозок на БАМе в два-три раза за счет роста промышленного производства,
строительства железнодорожной линии на Якутск, освоения ряда месторождений и развития
Ванино-Совгаваньского транспортного узла. Лимитирующим звеном БАМа сейчас становит-
ся участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
Для ликвидации данного барьерного звена компанией ОАО "РЖД" разработан проект
"Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тон-
неля". Проект включает в себя непосредственно сооружение нового тоннеля, а также необ-
ходимое развитие железнодорожных участков, расположенных на линии Комсомольск-на-