30
здания локомотивного депо, грузового склада, сантехнические и электротехнические сети,
больничный комплекс, возведены социально-культурные объекты.
22-го февраля 1977 г. населённый пункт Беркакит получил статус рабочего посёлка. К этому вре-
мени население посёлка превысило 6 тысяч человек.
С начала 1977 года развернулось массовое социалистическое соревнование транспортных
строителей за досрочный приход стальной магистрали на конечную станцию Малого БАМа.
Коллективы всех подразделений, участвующих в строительстве магистрали на якутском
участке с опережением графика шли к намеченной цели. И это в то сложное время, когда зна-
чительная часть сил была переброшена на линию станция БАМ-Тында, готовившейся к за-
вершающей сдаче в постоянную эксплуатацию.
58-километровый участок магистрали от станции Золотинка до Беркакита отличался
сложными условиями. Достаточно сказать, что на нем было возведено 48 мостов и 11 водо-
пропускных труб. Эту трассу за три месяца предстояло пройти отряду «Якутский комсомо-
лец», возглавляемого кавалером ордена «Знак Почёта» А.А. Иванченко. Сроки очень сжатые,
требовавшие чёткой организации работ по всей технологической цепочке. Благодаря умело
налаженной командиром отряда оптимизации работ, бойцы набрали высокий темп в выпол-
нении поставленной задачи, более чем в три раза превышая установленные графики, и
успешно шли к её завершению.
В мае 1977 года возник новый почин - уложить последнее звено на станции Беркакит не
ко дню 60-летия Великого Октября (7 ноября), а 29 октября - в День рождения Ленинского
комсомола. Наступили горячие дни. Торжественно прошла укладка путепровода через Аму-
ро-Якутскую автодорогу, откуда открывался прямой путь к конечной станции. Подготовка и
сдача этого важного объекта была успешно проведена комсомольско-молодёжной бригадой
мостостроителей Владимира Родина из МО-49. Жители Беркакита, Нерюнгри, да и всей Рес-
публики жили ожиданием встречи первого поезда на завершающей станции Малого БАМа и
активно готовились к этому дню. В школах города был проведён конкурс за право привет-
ствовать строителей БАМа. Проводились репетиции участников художественной самодея-
тельности. Беркакит приобретал праздничное убранство.
За право стать победителем социалистического соревнования по укладке последнего зве-
на на конечной станции боролось более 8 тысяч строителей из 40 подразделений «Главбам-
строя». Все они в течение года по-ударному трудились в разных точках Малого БАМа. В ито-
ге, победителем соревнования был признан СМП-577 - подразделение «Бамстройпути», в со-
ставе которого работал коллектив известной бригады монтёров пути Алексея Иванченко из
отряда «Якутский комсомолец», прошедший с укладкой от Могота до Беркакита. Она-то и
получила почётное право укладки последнего звена.
В ночь на 22 октября комсомольско- молодёжная бригада В.Родина уложила последний
кубометр бетона в мост перед Беркакитом, а отряд «Якутский комсомолец» на 3 дня раньше
срока - 26 октября привёл рельсы к станции.
29 октября 1977 г., в День рождения комсомола, на год и два месяца раньше директивных
сроков, бойцы отряда «Якутский комсомолец» северной ветки БАМа, уложив последнее -
«кумачовое» звено в Беркаките. В этот же день жители и гости посёлка встречали первый по-
езд на станции. На месте будущего вокзала был проведён торжественный митинг. Известные
всему БАМу бригадиры Н. Жарчинский из СМП-577 и В. Кударь из СМП-591 открыли мону-
мент, выполненный в виде символической глыбы угля с надписью «Строителям БАМа, про-
ложившим путь к несметным богатствам Якутии». Вечером в местном клубе «Маяк» состоя-
лось торжественное собрание, на котором 12 работников «Главбамстроя» были награждены
почётным званием «Заслуженный строитель Якутской АССР».
«До Беркакита - зелёный!», «Работай, дорога!» - с такими заголовками выходили в те дни
газеты, рассказывающие об укладке последнего звена на конечной станции якутского участка
БАМа. И она начала работать, не дожидаясь приёмки в постоянную эксплуатацию. Только за
январь и февраль 1978 года экономия транспортных расходов в целом по комплексу состави-
ла 6,7 миллиона рублей, в апреле этого же года Беркакит начал принимать железнодорожные