31
грузы.
Словно солнечные лучи, потянулись от Беркакита железнодорожные ветки до жизненно
необходимых Южно-Якутскому ТПК точек. Одной из них являлся важный объект энергетики
- Нерюнгринская ГРЭС, которой была отведена роль обеспечения электрической и тепловой
энергией как комплекса, так и Центрального БАМа. Для снабжения строительства электро-
станции оборудованием, стройматериалами, а затем и топливом, к ней необходимо было про-
ложить рельсы. Отсыпку земляного полотна к посёлку энергетиков ударными темпами про-
вела механизированная колонна №158. А дорогу прокладывал уже знаменитый к этому вре-
мени на весь БАМ, отряд «Якутский комсомолец». В результате слаженной работы обоих
подразделений, участок был преодолён на два месяца запланированного срока. 15 августа
1978 г. у строителей Нерюнгринской ГРЭС был большой праздник: прямо на площадку стро-
ящейся ГРЭС прибыл первый железнодорожный состав с грузами, который привёл машинист
тепловоза В.И. Нежевой. Приход железной дороги позволил ускорить возведение Нерюн-
гринской ГРЭС, первый блок которой был сдан раньше срока на целый год - 22 декабря 1983
года!
Усилия строителей устремились на завершение железнодорожной ветки
Беркакит –
станция Погрузочная (Угольная). Дорога к ней прошла через будущую станцию Нерюнгри-
Пассажирская, куда первый путеукладчик монтёров пути из СМП-596 УС «Бамстройпуть»
пришел 1 июня 1978 г., на месяц раньше запланированного срока.
Оставшиеся до угольного разреза километры многим представлялись сущим пустяком, а
на деле оказались крепким орешком. Обилие искусственных сооружений: только на участке с
13-го по 20-й километр - 10 мостов и два путепровода; коварство скальных грунтов, новые
требования в связи с изменившимися сроками отгрузки 1-го эшелона, требовали предельного
напряжения сил. Так мост, возводимый коллективом МО-49 через реку Чульман на 20-м ки-
лометре, стал самым крупным из сооружений на данном участке, по сложности с ним мог
сравниться лишь мост через реку Гилюй.
Уникальна железнодорожная эстакада, возведённая на 24-ом километре. Во многом со-
оружение было экспериментальным. Грунт в этих местах перемежается угольными пластами.
Для того чтобы выявить как себя поведут сваи в столь сложных условиях и что можно пред-
принять для повышения надёжности эксплуатации эстакады были проведены испытания: ря-
дом с рабочими сваями устанавливалось несколько опытных, надёжно скреплённых друг с
другом и подвергавшихся большим нагрузкам.
Впервые в практике отечественного мосто-
строения здесь было применено шарнирное со-
единение пролетных строений, так называемый
метод цепочки.
На 26 октября 1978 г. была назначена
укладка последнего железнодорожного звена на
станции Угольная - в честь 60-летия ВЛКСМ, на
две неделираньше первоначального срока. Еще
ранним утром на эстакаде вовсю кипела работа,
а в одиннадцать часов по мосту-эстакаде про-
шёл первый состав, чтобы наполнить свои вагоны «чёрным золотом» с угольного разреза
«Нерюнгринский». Главными героями дня стали коллективы мостоотрядов №№ 44, 55, 49.
Монтаж эстакады был сокращён с 2-х месяцев до двух недель. В 14 часов 40 минут на стан-
ции Угольной было уложено последнее звено, подошёл железнодорожный состав. После тор-
жественного митинга экскаваторы загрузили в первый эшелон две тысячи тонн южно-
якутского угля. В середине ноября уголь был доставлен в порт «Восточный» приморской бух-
ты Врангеля, специально построенный для отправки нерюнгринскихуглей в Японию.
Окончательно строительство Малого БАМа завершилось 28 декабря 1979 года. В этот
день Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию железнодорожную ли-
нию Тында-Беркакит. До конца 1980 г. по дороге было перевезено 3,4 миллиона тонн грузов