40
Наш город Нерюнгри - центр Южно-Якутского угольного комплекса. А еще от других городов
Якутии он отличается тем, что построен на Малом БАМе. В эти дни в столице Байкало-Амурской
магистрали Тынде начинаются торжества, посвященные 25-летию начала сооружения магистрали
века, и у нас есть повод вспомнить, как строилась ветка БАМ-Тында-Беркакит.
Города, как и люди, имеют свою биографию, свою историю. Есть такие, которые ведут
счет на века, гордятся своим древним прошлым. Город Нерюнгри в будущем году отметит
свое 25-летие. Вернее, 25 лет с того дня, когда Указом Президента Верховного Совета
РСФСР шахтерскому поселку был присвоен статус города республиканского значения.
Если же дату основания считать по первому упоминанию о нем в документах (по анало-
гии, скажем, с Москвой), то вслед за 25 летием город мог бы смело праздновать 50- летие:
именно в документах Читинского геологоразведочного управления, датированных 1952 го-
дом, есть приказ о начале детальной разведки на уголь в местечке под названием Нерюнгра.
Наш город прошел огромный путь от первых палаток, балков, щитовых (“щелевых”, как
их чаще называли) общежитий до кварталов многоэтажных домов со всем комплексом объ-
ектов соцкультбыта: школами и детскими садами,магазинами и автостоянками, учреждения-
ми здравоохранения и службы быта.
В нашем северном городе есть стадионы и плавательные бассейны, лыжная база и кры-
тый каток, свой музей истории освоенияМалого БАМа и Южно-Якутского ТПК,. единствен-
ный на востоке страны Театр актера и кукол, действующий Православный храм иконы Ка-
занской божьей матери и “храм науки” - филиал Якутского государственного университета, а
29 мая открылся “храм духовности” - Центр имени Александра Сергеевича Пушкина.
Наш город родился на свет благодаря неисчерпаемым полезным ископаемым. На юге
Якутии есть все - высококачественный коксующийся уголь и железная руда, апатиты и золо-
то, самоцветы и мрамор с гранитом, лес и строительные материалы, лечебная минеральная
вода и, возможно, алмазы. По крайней мере, ученые не отрицают такую возможность.
Вот почему в свое время так остро встал вопрос о комплексном освоении этих несмет-
ных природных богатств, скорейшем сооружении Южно-Якутского территориально-
производственного комплекса.
“Приступить к формированиюЮжно-Якутского территориально-производственного
комплекса. Построить железнодорожную линию Тында-Беркакит. Развернуть строительство
Нерюнгринского угольного разреза, Нерюнгринской ГРЭС” - таков был четкий план дей-
ствий, сформулированный на XXY съезде КПСС на период 1976 - 1980 годы.
Надо было в первую очередь построить Малый БАМ, ведь все приходилось ввозить из
центральных районов страны, и железная дорога к моменту разворота основных работ стала
для комплекса настоящей “дорогой жизни”. И только “во-вторых” - создание базы строи-
тельной индустрии, сооружение жилья и объектов соцкультбыта. Время показало, что стра-
тегия была выбрана правильно.
Настоящий подвиг совершили подразделения бамовских строителей, на год раньше
установленного срока - 29 октября 1977 года, уложившие последнее звено в Беркаките, на
конечной станции Малого БАМа, на 14 месяцев ускорившие сдачу в постоянную эксплуата-
цию линии Тында - Беркакит - Угольная.
Опыт бамовского поэтапного соревнования за достижение конкретных рубежей (за
укладку “золотого звена” на границе Амурской области и Якутской АССР, “кумачового”
- на конечной станции Малого БАМа, “серебряного” - на первом километре новой Аму-
ро-Якутской магистрали) пригодился и при возведении промышленных объектов Нерюнгри.
Трудовые коллективы города боролись за право принять участие в выпуске первой па-
нели на собственном заводе крупно-панельного домостроения и в станции Угольной, в за-
кладке первого куба бетона в фундамент обогатительной фабрики и в выпуске первой ее
продукции, в пуске первого энергоблока Нерюнгринской ГРЭС...
“Бамовское ускорение” в свое время помогло успешно решить все задачи. Пригодился
нашему городу и опыт интернационального воспитания, формирования трудовых коллекти-
вов.