41
Наш город благодаря сооружению Малого БАМа был связан невидимыми, но прочными
нитями дружбы и сотрудничества со многими союзными республиками, краями и областями.
Станцию Золотника строил белорусский отряд имени Героя Советского Союза Николая
Кедышко, звание Лауреата премии Ленинского комсомола в то время было присвоено знат-
ному бригадиру СМП-578 Василию Журавскому. На станцию Беркакит первым десантом
высадился молдавский отряд Василия Кударя, саму станцию возводил ССМП “Кузбасс”, ко-
торый дал городу кавалера ордена Ленина, лауреата Государственной премии СССР Олега
Пухкалова (впоследствии под его руководством был восстановлен русский драматический
театр в столице Якутии), украинец Григорий Скороход, работавший на железнодорожном
узле, отмечен премией Ленинского комсомола.
Молдавским отрядом мостостроительного отряда N 49 руководил туляк Владимир Ро-
дин. Саму железную дорогу в Якутию привели монтеры из отряда “Якутский комсомолец”
во главе с украинцем Алексеем Иванченко, а мастером у них был башкир Гараев. Дорогу на
Томмот и Якутск повел от Нерюнгри СМП-595 “Юность Якутии”. Нерюнгринскую ГРЭС
строили посланцы комсомола Украины и Грузии, объединенные в отряд имени XXYI съезда
КПСС...
Пригодился нам и опыт совместной работы парторганизаций предприятий-смежников.
И когда в апреле 1985 года началось сооружение железной дороги от Беркакита до Якутска,
своим лозунгом строители новой ветки выбрали слова: “Амуро-Якутской железнодорожной
магистрали - бамовский характер!”
Нерюнгри живет, работает, думает о будущем. Свои ближайшие планы мы связываем с
разработкой локальных месторождении угля вокруг Нерюнгри, а дальние - с Эльгинским ме-
сторождением каменного угля,
запасы которого определены в 2,4 миллиарда тонн
и
защищены в Государственном Комитете запасов России.
Перспективы дальние, но готовимся мы к ним уже сегодня. Готовится ТЭО, создана ак-
ционерная компания “Эльгауголь”, Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Са-
ха (Якутия) ей даны льготы на весь период кредита, чтобы облегчить поиски инвесторов.
Цена вопроса освоения Эльги достаточно высока -1,5 миллиарда долларов США, но при пла-
новой добыче в 20 миллионов тонн в год, затраты окупятся в течение 7 лет.
И опять судьбу уникального месторождения, как и Нерюнгри, будет решать железная
дорога, которую надо построить в глухой тайге. Побывавший в апреле этого года в респуб-
лике министр путей сообщений Николай Аксененко изъявил желание принять самое актив-
ное участие в Эльгинском проекте, стать акционером компании. Надеемся, что в ранге вице-
премьера правительства России он сможет более деятельно помочь новому делу, и в бли-
жайшее время дорога от станции Улак на Зее начнет пробиваться в сторону заповедного То-
ко!
По объемам и условиям работ она вполне сравнима с Малым БАМом. Но это мы, как го-
ворится, уже проходили, правда, в других исторических, социальных, экономических, поли-
тических условиях. Опыт есть, знания есть, силы есть. Есть огромное желание работать,
наконец-то строить, а не перестраивать! Так что ждем только команды в наступление.
Я поздравляю с 25-летием Байкало-Амурской магистрали всех участников стройки века.
Наконец-то ее перестали называть самым длинным памятником эпохе застоя. На БАМе вот
уж точно застоя не было! И то, что и в Москве - столице России, и в Тынде - столице БАМа
нынче широко отметили славную дату, говорит об этом.
Я очень надеюсь, что наш опыт будет еще востребован Россией. С праздником, дорогие
друзья!
Русаков, А. Нерюнгри – город на БАМе / А. Русаков // Индустрия Севера. – 1999. – 10
июля.
Станция работает