Previous Page  52 / 71 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 52 / 71 Next Page
Page Background

52

583.

Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов /

Предисл. С. А. Токарева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Безбожник, 1930. – 125 с.

В книгу вошли легенды: «Страдания тунгусского шамана при его становлении», «Священное дерево

шамана», «Шаманский мать – зверь», «Тунгусская легенда о рассекании тела шамана и поедании его злыми

духами», «Шаманское священное дерево», «Сумасшествие тунгусских шаманов».

584.

Кэптукэ Г. И. Душа – судьба маин: Традиции и обряды // Поляр. звезда. – 1996. – N

2. – С. 75–83.

Представления эвенков о душе-маин. Автор статьи пишет также о маин в мировоззрении шаманов,

т. к. охрана душ и судеб членов своего рода находилась в ведении шаманов; шаманские корни,

покровители шамана, наличие шаманской вены (саман уникта), наставничество.

585.

Кэптукэ Г. И. Магический круг // Север. просторы. – 1995. – N 6. – С 46–48.

Описание обряда “Удержание души маутом”. Маин – нить, соединяющая эвенков с высшим

божеством. Восприятие мира эвенками.

586.

Кэптукэ Г. И. Представления эвенков о душе // Север. просторы. – 1995. – N 4 –5. –

С. 37.

587.

Кэптукэ Г. И. Шаман свой корень знает: Традиции аборигенов Севера // Розовая

чайка. – 1995. – N 7 – 8. – С. 8–9.

Г. И. Кэптукэ пишет о становлении начинающего эвенкийского шамана: кандидаты в шамана,

покровители шаманов, наличие шаманской вены (саман уникта), шаманские сны, соперничество

претендентов.

588.

Мазин А. И., Пеньков А. В. К этноастрономической интерпретации числовых

структур эвенкийской шаманской атрибутики // Археология Северо-Восточной Азии.

Астроархеология. Палеометрология: Сб. науч. трудов / М-во общего и профессионального

образования РФ ЯГУ им. М. К. Аммосова; Отв. ред. А. Н. Алексеев. – Новосибирск, 1999. –

С. 200–214.

589.

Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков – орочонов (конец XIX –

начала XX) / АН СССР. СО. Ин-т истории, филологии и философии; Отв. ред. А. П.

Деревянко. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. – 200с.: ил.: табл.

В работе на большом фактическом материале рассмотрены представления эвенков – орочанов об

окружающем мире, вселенной душе, духах-покровителях, идолах-оберегах. Описаны различные обряды.

Дано подробное описание шаманской атрибутики.

590.

Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные

представления и обряды народов Сибири в XIX – нач. XX века: Сб. ст. – Л., 1972. – Вып. 6. –

С. 5 – 100.

Описание элементов шаманского костюма, указывается покрой материал, из которого готовится

костюм.

591.

Сем Т. Ю. Атрибуция шаманских костюмов эвенков. По коллекциям ГМЭ народов

СССР // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических

памятников. – Л., 1987. – С. 147–162.

Представлена коллекция шаманских костюмов Государственного музея этнографии народов СССР,

относящихся к различным территориальным группам в период XIX – нач. XX вв. Приведены данные о

работах Г. М. Василевич, Е. Д. Прокофьевой, А. И. Мазина.

592.

Семенова Л. Н., Габышева Л. Л. Якутский и эвенкийский шаманский костюм. Опыт

культурно-исторического сравнения // Региональные особенности межнациональных

отношений: Материалы межвуз. науч. конф., посвящ. Международ. году народов Севера

(Якутск, 24 декабря 1993 г.). – Якутск, 1994. – С. 159–161.