52
583.
Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов /
Предисл. С. А. Токарева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Безбожник, 1930. – 125 с.
В книгу вошли легенды: «Страдания тунгусского шамана при его становлении», «Священное дерево
шамана», «Шаманский мать – зверь», «Тунгусская легенда о рассекании тела шамана и поедании его злыми
духами», «Шаманское священное дерево», «Сумасшествие тунгусских шаманов».
584.
Кэптукэ Г. И. Душа – судьба маин: Традиции и обряды // Поляр. звезда. – 1996. – N
2. – С. 75–83.
Представления эвенков о душе-маин. Автор статьи пишет также о маин в мировоззрении шаманов,
т. к. охрана душ и судеб членов своего рода находилась в ведении шаманов; шаманские корни,
покровители шамана, наличие шаманской вены (саман уникта), наставничество.
585.
Кэптукэ Г. И. Магический круг // Север. просторы. – 1995. – N 6. – С 46–48.
Описание обряда “Удержание души маутом”. Маин – нить, соединяющая эвенков с высшим
божеством. Восприятие мира эвенками.
586.
Кэптукэ Г. И. Представления эвенков о душе // Север. просторы. – 1995. – N 4 –5. –
С. 37.
587.
Кэптукэ Г. И. Шаман свой корень знает: Традиции аборигенов Севера // Розовая
чайка. – 1995. – N 7 – 8. – С. 8–9.
Г. И. Кэптукэ пишет о становлении начинающего эвенкийского шамана: кандидаты в шамана,
покровители шаманов, наличие шаманской вены (саман уникта), шаманские сны, соперничество
претендентов.
588.
Мазин А. И., Пеньков А. В. К этноастрономической интерпретации числовых
структур эвенкийской шаманской атрибутики // Археология Северо-Восточной Азии.
Астроархеология. Палеометрология: Сб. науч. трудов / М-во общего и профессионального
образования РФ ЯГУ им. М. К. Аммосова; Отв. ред. А. Н. Алексеев. – Новосибирск, 1999. –
С. 200–214.
589.
Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков – орочонов (конец XIX –
начала XX) / АН СССР. СО. Ин-т истории, филологии и философии; Отв. ред. А. П.
Деревянко. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. – 200с.: ил.: табл.
В работе на большом фактическом материале рассмотрены представления эвенков – орочанов об
окружающем мире, вселенной душе, духах-покровителях, идолах-оберегах. Описаны различные обряды.
Дано подробное описание шаманской атрибутики.
590.
Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные
представления и обряды народов Сибири в XIX – нач. XX века: Сб. ст. – Л., 1972. – Вып. 6. –
С. 5 – 100.
Описание элементов шаманского костюма, указывается покрой материал, из которого готовится
костюм.
591.
Сем Т. Ю. Атрибуция шаманских костюмов эвенков. По коллекциям ГМЭ народов
СССР // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических
памятников. – Л., 1987. – С. 147–162.
Представлена коллекция шаманских костюмов Государственного музея этнографии народов СССР,
относящихся к различным территориальным группам в период XIX – нач. XX вв. Приведены данные о
работах Г. М. Василевич, Е. Д. Прокофьевой, А. И. Мазина.
592.
Семенова Л. Н., Габышева Л. Л. Якутский и эвенкийский шаманский костюм. Опыт
культурно-исторического сравнения // Региональные особенности межнациональных
отношений: Материалы межвуз. науч. конф., посвящ. Международ. году народов Севера
(Якутск, 24 декабря 1993 г.). – Якутск, 1994. – С. 159–161.