35
туглестрой» в октябре 1980 года, он уже через месяц был
известен каждому в Нерюнгри.
Следуя своей давней привычке, он начал с главного,
по его мнению, направления, - с того, что потом, во време-
на перестройки, назвали человеческим фактором. Создал
многотиражную газету и сформировал такую редакцию,
что могла бы потягаться любой городской. Самодеятель-
ные артисты «Якутуглестроя» вскоре затмили всех в горо-
де. А потом, как помнят все нерюнгринцы, пошли: пионер-
ский лагерь «Мужество», санаторий - профилакторий, во-
енно-спортивный лагерь «Молодая гвардия», наконец, Дом
культуры.
Постоянно, неустанную заботу чувствовал каждый
строитель. И основные – производственные – дела подчас
«вытягивались» как бы сами собой. Как бы трудно ни бы-
ло, а мы в намеченные сроки построили все объекты угле-
добывающего комплекса, возвели в южно-якутской тайге
великолепный город, равного которому нет по всей Даль-
невосточной зоне. И даже сегодня он имеет большой по-
тенциал для развития.
Лично для Виктора Михайловича трудно выдалась
вторая половина восьмидесятых. В 87 –м он перенес опе-
рацию с ампутацией ноги. На него словно обрушилось
небо: именно тогда под шумок о привилегиях отдельных
партократов нашлись люди, кинувшие шельмовать всех
подряд с истошным криком «Ату их!», в котором явно
слышалось: «Дайте и мне!». Многие из нас тогда растеря-
лись и только потом стали задумываться: что общего меж-
ду поиском социальной справедливости и охотой за ведь-
мами? Что общего между человеческим достоинством и
хищным инстинктом линчевания? Откуда посреди борьбы
за демократию хлынула такая волна махрового сталинизма
– заставлять людей исповедоваться, каяться или оправды-
ваться на митингах?