Table of Contents Table of Contents
Previous Page  71 / 127 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 71 / 127 Next Page
Page Background

71

Писать о близком человеке — легко и сложно одно-

временно. Легко, так как испытываешь потребность рас-

сказать о нем, и сложно, потому что затрудняешься, с чего

начать и насколько раскрыться. Когда он ушел из жизни,

мне было 18 лет. Каждое воскресение, когда мы навещали

наших стариков, дедушка всегда работал в своем кабинете.

Помню, как мы ходили в типографию им. Гагарина зимой

с санками, чтобы привезти только что вышедшую «Исто-

рию аграрных отношений», как он выступал на конферен-

циях и круглых столах в Пушкинской библиотеке и как

беседовал со своими коллегами по разным академическим

вопросам. Однако я не была вовлечена в его научную

жизнь. Он был просто дедушкой — добрым, любящим,

внимательным. Я прочитала работы деда и осознала его

масштаб как крупного историка позже, именно поэтому

мне интересно писать о его становлении как ученого и о

его вкладе в науку — той его стороне жизни, в которую я

тогда не вникала. Какие факторы способствовали станов-

лению Башарина как ученого и личности? Каким образом

он сам повлиял на общественную мысль и жизнь обще-

ства? Ответы на эти вопросы интересны не только с исто-

рической, но и педагогической точки зрения.

Данная статья опирается на социо-культурную тео-

рию Выготского, основным положением которой является

единство личности и среды — т.е. влияние среды на фор-

мирование личности и обратный процесс — формирование

общества личностью, ее пассионарностью. В статье я ши-

роко использую работы дедушки, его автобиографию и по-

следнее публичное выступление на 80-летнем юбилее; а

также воспоминания бабушки Кыданы Ивановны Плато-

новой, которая проделала колоссальную работу по увеко-

вечиванию памяти супруга, статьи Иванова Василия Нико-

лаевича о Башарине, отличающиеся академичностью и

красотой изложения и другие замечательные воспомина-

ния современников.