71
Писать о близком человеке — легко и сложно одно-
временно. Легко, так как испытываешь потребность рас-
сказать о нем, и сложно, потому что затрудняешься, с чего
начать и насколько раскрыться. Когда он ушел из жизни,
мне было 18 лет. Каждое воскресение, когда мы навещали
наших стариков, дедушка всегда работал в своем кабинете.
Помню, как мы ходили в типографию им. Гагарина зимой
с санками, чтобы привезти только что вышедшую «Исто-
рию аграрных отношений», как он выступал на конферен-
циях и круглых столах в Пушкинской библиотеке и как
беседовал со своими коллегами по разным академическим
вопросам. Однако я не была вовлечена в его научную
жизнь. Он был просто дедушкой — добрым, любящим,
внимательным. Я прочитала работы деда и осознала его
масштаб как крупного историка позже, именно поэтому
мне интересно писать о его становлении как ученого и о
его вкладе в науку — той его стороне жизни, в которую я
тогда не вникала. Какие факторы способствовали станов-
лению Башарина как ученого и личности? Каким образом
он сам повлиял на общественную мысль и жизнь обще-
ства? Ответы на эти вопросы интересны не только с исто-
рической, но и педагогической точки зрения.
Данная статья опирается на социо-культурную тео-
рию Выготского, основным положением которой является
единство личности и среды — т.е. влияние среды на фор-
мирование личности и обратный процесс — формирование
общества личностью, ее пассионарностью. В статье я ши-
роко использую работы дедушки, его автобиографию и по-
следнее публичное выступление на 80-летнем юбилее; а
также воспоминания бабушки Кыданы Ивановны Плато-
новой, которая проделала колоссальную работу по увеко-
вечиванию памяти супруга, статьи Иванова Василия Нико-
лаевича о Башарине, отличающиеся академичностью и
красотой изложения и другие замечательные воспомина-
ния современников.