47 как учительница. Сочинения писала, как народная сказительница: «Мы спим и слышим... сначала нежный звон колокольчиков. Потом хорканье бегущих оленей. Скрип снега, цокот копыт. Это наши олени бегут....»; «Палатка шуршит как живая. Шум усиливается, становится складный и красивый. Барабанит дождь...» В Ленинградский пединститут им. А. И. Герцена поступила с первого раза и в 1976-м возвратилась в свою родную Золотинку учителем русского языка и литературы, эвенкийского языка и литературы народов Севера. Это она впервые ввела преподавание эвенкийского языка в старших классах Золотинской школы-интерната. Еще через десять лет в школе преподавали эвенкийский язык для не владеющих, начиная с первого по 11 классы. А в 1992 году Клавдия Иннокентьевна Макарова была назначена заместителем директора по эвенкийскому языку и культуре народов Севера. В 1999 году в Нерюнгри открывается школа для одаренных детей малочисленных народов Севера Якутии и Дальневосточного региона России с символичным названием «Арктика», и министерство образования республики приглашает Клавдию Макарову заместителем директора по языковым проблемам. Благодаря ее усилиям, в «Арктике» и в школе-интернате села Иенгра стали традиционными семейнородовые эвенкийские праздники «Суглан», «Бакалдын», «Икэнипкэ», «Икэчик», недели, декады, месячники родного языка и этнической культуры. Школы установили тесные контакты с учеными-тунгусоведами, научными сотрудниками Института проблем малочисленных народов Севера, с образовательными центрами п. Тура Красноярского края, Хабаровска, Улан-Удэ, Нижнеангарска, п. Багдарино Бурятии, п. Усть-Нюкжа и Первомайск Амурской области, где проживают эвенки. Односельчане считают ее своим «голосом» и выдвигают делегатом на республиканский и Всероссийский съезды малочисленных народов Севера, на съезды народов Якутии и России, учительские форумы. «Имеющая свое имя Джелтула-река» Клавдия Иннокентьевна Макарова из тех учителей, кто всегда молод душой, кто обладает неиссякаемым талантом любить мир и людей. Научные семинары и научно-практические конференции всех уровней, мастер- классы и открытые уроки требуют взвешенного подхода и длительной подготовки. Но все они вместе взятые несравнимы с ежедневным трудом при проведении уроков обычных, рядовых. Живо и интересно проходят они у Клавдии Иннокентьевны. Никто не боится высказать свое мнение, идет диалог, можно поспорить. Учитель внимателен к каждому, искренне радуется самым маленьким успехам детей. Если, бывает, завысит оценку, все знают: это в качестве поощрения, и к следующему уроку краснеть не придется. Под её строгим взглядом, вспоминают всё, что знали и чего не знали... От желания произвести впечатление отрывки из произведений выдают наизусть. Удивление, а потом улыбка бывают им наградой. Ее ученикам, представляющим родную школу на олимпиадах в столице республики и региональных, было стыдно не знать Некрасова и Тютчева, Галину Кэптукэ и Улуро Адо. Под взглядом её глаз вообще стыдно не знать. Вот почему мастер-класс по рассказу Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтуларека» стал почти легендой. Клавдия Макарова много печатается. Ее научные и художественные статьи я не стану перечислять. Но «Эвенкийско-русский разговорник» с тематическим словарем, «Хрестоматия для эвенкийских школ», экспериментальный «Учебник по эвенкийскому языку для не владеющих» (г. Санкт-Петербург) стали настольными книгами многих. Несмотря на занятость, продолжает работу по сбору материалов для словаря топонимов Южной Якутии. «Такой словарь нужен, – считает Клавдия Иннокентьевна. – Важность сбора обусловлена простым объяснением, что со временем так слова могут исчезнуть или трансформироваться». Ни для кого не секрет, что в настоящее за с время ребята читают все меньше и меньше, потому что не видят для себя ценности в строках, написанных 100-200 лет
RkJQdWJsaXNoZXIy MTc4MjM5