48 назад. Заслуга Клавдии Иннокентьевны как педагога еще и в они том, что она сумела за столь короткое разбудить любовь к родному языку и литературе в детских сердцах. Мне не случалось присутствовать на ее занятиях, но я видела, как горели глаза старшеклассницы Тани Степановой, говорившей устами классика: «Легче сохранить свою культуру, чем возрождать ее». Именно поэтому многие из тех, кто учился у Макаровой, после окончания школы идут на гуманитарные факультеты ЯГУ и СППУ им. А. Герцена, чтобы вновь погрузиться в мир языка и литературы, открытый на школьной скамье. И даже совсем неважно, какую профессию они изберут, они останутся трансляторами родного языка и культуры. Ее ученики становились победителями и лауреатами конкурса северной песни, детского фестиваля народов Якутии «Как прекрасен этот мир!», фольклорного конкурса «Поют и танцуют дети Севера», фестиваля народных игр и национальных видов спорта. Побывали в фольклорной экспедиции по местам проживания эвенков в Бурятии. Амурской области. Жители этих сел до сих пор вспоминают концерты детей из школы «Арктика», где одинаково красиво звучали эвенкийские, юкагирские песни и чукотское горловое пение. В свои шестьдесят Клавдия Иннокентьевна идет рука об руку с молодыми. Она – бессменный руководитель педагогической практики студентов из Якутска, Хабаровского и Санкт-Петербургского университетов. Она учила иенгринцев в невероятно сложные 90-е годы, когда, казалось, рушились все нравственные и культурные устои, а Клавдия Иннокентьевна говорила о человеческой душе и жизни так, что становилось ясно: вот оно, вечное, переходящее, а весь этот мусор унесет поток е оно растает без следа. Время которое имеет долларовую цену, надо просто пережить. Много в жизни изломано, опустошено. Но не повреждена душа народа, лучших его людей. Жива вечная истина: всему свете бывает конец. Что делать, свалилось такое испытание? А делать надо вот что. В бездонной сокровищнице любого народа вы найдете простой до гениальности совет. Эвенки говорят так: «Очаг свой разожги, детей роди, скотину расти – корнем человека будь». Да, непросто быть. Разрушена только природная – социальная среда. Те же эвенки теряют свои национальные особенности. Советская власть загнала их в колхозы, так хоть язык родной оставила. А Иенгре на эвенкийском говорит только старшее поколение. Одни только таежники в лесу, за сотни километров от электричества и теплого туалета сохранили и неповторимую восхищающую весь мир культуру, жизнеутверждающую философию, богатейший фольклор. И они же сильнее всех почувствовали, сколько в жизни и природе исковеркано. Принимаются самые высокие форумы, а простейшая вещь – отдать земли традиционного обитания их хозяевам – нельзя. И собирающаяся вечерами у очага большая эвенкийская семья слушает рассказы вековых старцев о том благословенном времени, когда жили эвенки на землях хорошо и обильно. В тайге в изобилии плодились лоси, паслись на богатых несметные стада оленей, а в затоках ходили косяками хариус и ленок, налим и карась. И было это при царе, осталось при генсеках, а нынче – только в памяти народной… P.S. На прошлой неделе у Клавдии Иннокентьевны Макаровой был юбилей. Она и сегодня такая же неутомимая, как три десятка лет назад, когда была для своих учеников образцом во всем. Да в самые лютые морозы, когда дети сидели за партами в шубах и рукавицах, учительница заходила в класс с неизменны приветствием: «Мэнду, кунакар!» А они бодро отвечали: «Мэнду, Алагумни!» – «Здравствуйте Учитель!» И даже самые маленькие чувствовали, что это ради них: их уважают, окружают вниманием, учат прекрасному и исподволь, совсем
RkJQdWJsaXNoZXIy MTc4MjM5