59
той акцией «Тимира», без участия которой не может быть принято ни одно стратегическое решение. Стои-
мость первой очереди освоения «Таежки» сегодня оценивается в 6,3 млрд рублей. В компании почти уве-
рены, что сумеют договориться с ВЭБом о кредитовании. Но большие надежды здесь возлагают и на феде-
ральную целевую программу развития Дальнего Востока. Когда-то за ее финансовую поддержку боролись
74 проекта, сейчас осталось только три соискателя, среди которых и «Тимир». Гарантий нет, но надежда
есть хорошая...
К железной руде в Южной Якутии давно питают интерес китайцы. Несколько лет назад они готовы бы-
ли начать разработку «Таежного» силами двух тысяч своих рабочих. Китайцам вежливо отказали, пробур-
чав за дверьми что-то вроде: «Пойди потом в тайге посчитай
–
2 тысячи их там или 200 тысяч». Но пред-
приниматели из Поднебесной до сих пор не оставили попыток дойти до железной руды Южной Якутии. По
словам нашего источника, пожелавшего остаться неназванным, китайский бизнес предлагает «Евразу»
крайне выгодные кредиты на разработку «Таежного». Те пока отказываются, предпочитая иметь дело со
своими: пусть дороже, но безопаснее. Более того, в обозримом будущем «Евраз» не планирует поставлять
руду в соседнюю страну, целиком отгружая ее на свой меткомбинат в Кузнецке.
В «Тимир» обещают набирать местных. По словам технического директора компании Игоря Коротаева,
гораздо выгоднее возить вахтой из Нерюнгри и Алдана, нежели из Ростова и Белоруссии. Однако здесь
вполне могут не найти нужного количества рабочих. Не смотря на то, что Южная Якутия является про-
мышленным регионом, здесь есть дефицит трудовых ресурсов наиболее востребованных профессий. А пла-
тить обещают не меньше, чем в угольном разрезе - по другому людей на вахту не созовешь.
На «Таежке» вахтовикам будет не до глупости. Корпоративный кодекс «Евраза» обязывает всех сотруд-
ников перед работой проходить «экзамен» через алкотестер. Сухой закон на всех предприятиях компании.
На «Таежке» вахтовикам также запретят рыбачить и охотиться, чтобы не увеличивать наносимый природе
урон. Правда, «Бугат» готов за деньги организовать такой вид отдыха. Тех директор «Тимира» назвал это
предложение интересным и пообещал, что члены родовой общины смогут получать медицинскую помощь
в медпункте обогатительного комбината. В чем еще будет заключаться это сотрудничество пока, похоже,
никто не знает.
Александр ГРИГОРЬЕВ,
председатель родовой общины эвенков «Бугат»:
–
Мы заключили соглашение, но в нем нет ничего конкретного. Надеемся, что оно не будет формаль-
ным, и мы опасаемся, что расположенные наверху карьер и фабрика все же будут сбрасывать вредные ве-
щества, которые по ручьям и рекам пойдут на наши пастбища.
Вахтовики готовы покупать у «Богата» оленину. Но это, скорее, просто красивый реверанс промышлен-
ников, на который эвенкам ответить нечем. Если 20 лет назад в «Бугате насчитывалось 800 оленей, то се-
годня лишь
–
120-160. С таким стадом не поторгуешь. Сказалась работа старательских артелей, близость
железной и автодорог, прохождения ВСТО. А теперь еще «Тимир» с «Силой Сибири».
Анатолий ЛЕБЕДЕВ, председатель Ассоциации родовых общин эвенков PC (Я):
–
Мы оцениваем влияние на окружающую среду каждого промышленного объекта. И не смотрим, ка-
кой вред они наносят в совокупности. Из-за этого нет общей картины. Когда в свое время проект «Ти-
мир» только рассматривался, депутаты Нерюнгринского районного совета дали свое согласие на изъятие
земель под него из особо охраняемой природной территории. При этом не удосужились посмотреть, что
эта природоохраняемая зона входила в состав земель «Бугата». Теперь за то что слабое воздействие
ГОКа на несколько гектаров земель «Бугата» все же признано, общине обещают компенсацию 64 тыс
рублей - треть стоимости снегохода «Буран». Но дело даже не в компенсации: как нам вообще дальше
жить. Мы уже думаем, что от речки Таежки все же придется уходить к Тимптону, но и там вода гряз-
ная от старателей.
ВДОГОНКУ
О том, что в Южной Якутии есть железная руда было известно еще с середины 19 века. А в 30-е годы
20-го в районе Чульмана дорожники при прокладке Амуро-Якутской магистрали обнаружили выходы угля.
Но настоящие исследования начались лишь после войны, когда стране очень нужны были уголь и железо.
В результате в 1949 году было принято партийное решение о создании Алдано-Чульманского сталелитей-
ного и коксохимического комплекса. Затем были начаты масштабные геологические изыскания, которые
подтвердили правильность принятого решения. В ознаменование этого в 1952 году из алданской руды на
чульманском угле на Урале отлили несколько памятных чугунных плит, одна из которых хранится в
Нерюнгринском музее.
В 70-е проектировщики видели Нерюнгри городом с миллионным населением, включающим в себя
угольный разрез и сталелитейный комплекс в районе Таежного. Для этого построили железную дорогу
Тында-Беркакит, открыли угольный разрез, но дальше этим грандиозным планам сбыться было не суждено.
И вот теперь через многие десятилетия мечта прошлых поколений начинает воплощаться в жизнь. Не в бы-
лых масштабах, конечно, но для природы это даже лучше.