114
– Кстати, а в прошлом году какие суммы были истрачены на приобретение новой
литературы?
– 147,1 миллиона плюс на периодические издания - 114.
– Вернемся к комплектованию. Вам кто-то помогает в этом?
– Частично Национальная библиотека, остальные средства – из местного бюджета,
дополнительно используем суммы платных услуг.
Тяжелое положение с комплектованием детской литературы. Известно ведь, что
каждая книга должна быть прочитана в свое время. Но вот выходит сегодня, к примеру,
Детская энциклопедия в 15-ти томах, один том стоит 140 тыс. Мы смогли приобрести
только три комплекта. Два для города, один – для филиала в Серебряном Бору (деньги
выделила поселковая администрация, спасибо ей за это), а остальные филиалы останутся
без энциклопедии. Нет денег.
– Закон «О библиотечном деле», который принят (и Федеральный, и
республиканский), он как-то может помочь в решении ваших проблем?
– Я бы ответила так: хорошо, что он принят. Причем, и это отмечают все
специалисты, наш республиканский более качественно решает проблемы библиотек.
Закон для нас – это рост престижа библиотекарей и введение надбавки за непрерывный
стаж работы.
А что касается проблем, я исхожу из того, что любой закон позволяет хоть что-то
решить и немножко продвинуться вперед.
– Какие новые формы работы с читателями использует библиотека, чтобы в наше
непростое время удержаться "на плаву"?
– Прежде всего, дополнительные платные услуги: ночной абонемент,
ксерокопирование, выполнение справок. В структуре библиотеки создана справочно-
информационная служба (СИС), которая быстро реагирует на конъюнктуру
потребительского спроса в условиях рыночной экономики. Здесь установлен компьютер.
Имеется множительная техника. Здесь можно получить исчерпывающую информацию по
любому вопросу, снять копию с любого документа.
В прошлом году за платные услуги мы получили 7,4 млн. рублей. Какие-то доходы
нам приносит арендная плата. Но все равно это капля в море финансовом по сравнению с
морем книжным, из которого нам хотелось бы побольше «выловить».
– А в будущем?
– Мы неумолимо (время требует!) продвигаемся к компьютеризации библиотечно-
библиографических процессов. Будущее за справочно-информационной работой,
подключением к информационным системам Национальной библиотеки РС (Я) и
государственных библиотек.
Это выгодно будет всем – и нам, и филиалу ЯГУ, нашим училищам, МУО,
предприятиям и организациям города. Ведь спрос на информацию растет день ото дня. А
мы сможем предоставить ее оперативно. Но для этого опять же нужны огромные средства,
порядка 80 млн. рублей.
– Вместе с городом ЦГБ отметила свое 20-летие...
– Да, отметила, и была отмечена за организацию библиотечного обслуживания:
решением Правительства Республики Саха (Якутия) N 514 от 24 ноября 1995 г. нашей
ЦГБ присвоен статус «ведущая библиотека». В республике таких всего четыре.
– Понятно, конечно, но лучше как говорится, деньгами. Материально это как-то
отразилось на коллективе?
– Присвоение статуса не только подняло престиж городской библиотеки, но и
увеличило зарплату ее сотрудников на 25 процентов.
– И вы в ответ...
– Ответить можно только еще лучшей работой. В наших стесненных условиях,
когда не хватает места в читальном зале, на абонементе за книгой буквально
выстраивается очередь, для удовлетворения читательского спроса мы изменили режим
работы. Теперь двери библиотеки открыты семь дней в неделю. Для библиотекарей это