24
всей жизни», книги Н. Хлебникова «Под грохот сотен батарей», К. Симонова «Живые и
мертвые», А. Маковского «Блокада» и многие другие.
Первая встреча по программе месячника состоится 6 февраля. Приглашаем
читателей на огонек «Гремели залпы огневые». Начало в 17 часов. Будем рады видеть вас
в нашей библиотеке.
27.
Филиппова, Т. Книга и дети : [лекторий для родителей] / Т. Филиппова //
Индустрия Севера. – 1981. – 4 февр.
Сколько забот у родителей! Надо одеть, обуть ребенка, сводить к врачу, если
заболел, проверить дневник и тетрадки, Словом, много забот. И все очень важные и
неотложные. И как часто бывает нам некогда посидеть с сыном или дочерью вечером,
полистать книжку с яркими картинками, почитать сказку. Как только ребенок выучился
самостоятельно слагать буквы, отмахиваемся от его просьб: «Ты ведь сам умеешь...» А
ему еще трудно уловить смысл фразы, не то что понять намек, как говорится, добрым
молодцам урок. И постепенно интерес к книге может пропасть. Не успокаивайте себя,
мол, вырастет, тогда и читать начнет. Чем раньше приучим мы детей к книге, чем раньше
постигнут они науку думать над прочитанным, тем лучше, дружнее будут всходы
разумного, доброго, вечного. И помочь ребенку делать первые шаги по этой трудной
дороге, конечно, должны родители.
Есть и педагоги, и библиотекарь, но кто лучше родителей знает своего малыша, его
интересы? Потому именно родителей должны в первую очередь волновать вопросы: Что
читают дети? Как читают? Как относятся к книге?
Руководить чтением ребенка совсем не легко, как может показаться на первый
взгляд. Это требует и времени, и терпения. Даже вопрос, что порекомендовать сыну или
дочери, ставит некоторых в тупик. И в самом деле, прежде чем книгу порекомендовать,
надо ее самому прочесть. Взрослые порой судят о детской литературе по собственным
воспоминаниям. Конечно, не преходяще значение классики для ребят. Прекрасные
повести, рассказы, сказки Гайдара, Маршака, Киплинга Чуковского, Носова и
Драгунского не стареют. Но в последнее время армия детских писателей пополнилась,
ребята с удовольствием читают Алексеева и Алексина, Баруздина и Голявкина. В
обширном книжном море без компаса не обойтись. Родители должны знать, что есть
книги, которые по праву можно назвать родными братьями школьного учебника по
химии, физике, геологии, ботанике и другим предметам. В жанре научно-популярной
литературы работают десятки ученых, журналистов, писателей. Книги по минералогии
академика А. Ферсмана читает не одно поколение. Статьи В. Пескова, А. Дорохова, К.
Чильчина дают много пищи для ума и сердца. Коллективные труды десятков писателей,
собранных в альманахе «Хочу все знать», «Глобус», «Земля и люди», например,
предназначены для старшеклассников, а для ребят 7–10 лет есть целая серия
энциклопедических словариков, двухтомная энциклопедия «Что такое?» и «Кто такой?»,
произведения Бианки, Дмитриева, Юрмина.
Откровенный и серьезный разговор о жизни, о наших традициях и борьбе ведут с
ребятами книги Драбкиной, Львова, Яковлева, Викторовой, Беляева. А произведения
русской и зарубежной классики, а книги по искусству! Они воспитывают в детях умение
видеть и понимать красоту, будят в них добрые чувства. Как много теряют в своем
духовном развитии дети из-за того, что вовремя не прочитали те или иные произведения.
Родители должны знать, что каждая книга рассчитана на определенный возраст, и
потому надо строго придерживаться рекомендации. Загляните в библиотеку,
посоветуйтесь со специалистом, а заодно и посмотрите формуляр вашего ребенка, что он
читает? Рекомендую две брошюры, которые помогут вам в руководстве чтением. Это
«Книги и дети» И. Я. Пинковой и «Воспитание гражданина» И. П. Митяшова.