113
104.
Защитить себя грамотно // Индустрия Севера. – 2003. – 25 нояб.
Ровно три года назад, 1 ноября 2000 года, по распоряжению главы районной
администрации в городской библиотеке был открыт центр правовой информации.
Учитывая вырастающий объем законодательных актов, принимаемых органами
государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), создание
подобных центров стало насущной необходимостью. Прежде всего, для того, чтобы
предоставить жителям района квалифицированную правовую информацию. Основная
цель центра – обеспечить бесплатный и свободный доступ к текстам официальных
документов, создать фонды официальных документов местных органов власти в
электронном виде. В нашей стране на базе массовых библиотек открыто около 300 таких
центров.
Как известно, Нерюнгринские пенсионеры стали инициаторами в разрешении
проблемы уровня пенсий в нашей республике, своими действиями обратив внимание
общественности на этот непростой вопрос и, в конечном счете, заручившись широкой
поддержкой республиканских властей. Но прежде чем начать борьбу, первые из них – А.
А. Пырлык и О. М. Смирнова обратились за помощью в центр правовой информации.
Вместе с заведующей центром В. И. Васекиной и библиотекарем Н. В. Флаум им
пришлось немало потрудиться, прежде чем выстроилась собственная стратегия защиты
своих прав в суде. В центре был подобран пакет необходимых документов, с которыми
впоследствии и работали пенсионеры. Центром, в частности, были разысканы документы
давно минувших лет, которые не были даже опубликованы в СМИ.
В центр обращаются 14-15 человек за день с разными вопросами, сотрудники
подбирают для них порядка 24 документов в день. Например, внесенные недавно
изменения в закон о минимальном размере оплаты труда привели в центр двух женщин,
получающих пособие по профессиональному заболеванию. Их интересовало, повлияет ли
повышение оплаты труда на размер их компенсации. Поиск оказался успешным: для
обратившихся за помощью был найден нужный документ, содержащий ответ на их
запрос. А вот еще один запрос пока выполнить не удалось. Мужчине понадобилось
разыскать приказ министерства топлива и энергетики о нагрудных знаках. Поскольку
приказ уже отменен, найти его не представилось возможным. Не помогли и коллеги из
центра угольного региона – Кемерово. Поиск документа продолжается.
Редкий раз приходится отказывать в просьбе желающим получить нужную
информацию, – рассказывает Вера Ивановна Васекина. – Если мы не находим документ в
своих базах данных, обращаемся в региональное представительство "Консультант плюс"
или в Москву, в головную фирму. Это правовая полнотекстовая система официальных
документов. Обращаемся также в центр правовой информации Национальной библиотеки
и центры других регионов. В наш центр может обратиться любой желающий, без
предъявления документов, наши услуги бесплатны.
Далеко не все умеют работать с документами. Люди преклонного возраста подчас
не умеют ориентироваться в правовом мире, считывать текст с компьютера. Поэтому
предлагается пользователям разная форма работы. Можно прочесть документы на
компьютере или почитать их в варианте ксерокопии в центре, а также взять
подготовленную справку к себе домой.
Основной контингент – студенты, которые обращаются в центр с вопросами по
отраслям права, а также юристы, занимающиеся частной практикой. Ведь здесь можно
найти не только республиканские, федеральные, но и международные документы, все
ГОСТы, СниПы. В центре не дают юридическую консультацию. Здесь предоставляют
только информацию, но, имея огромный опыт работы с документами, специалисты
библиотеки подбирают ее грамотно, квалифицированно. Так что услуги центра вполне