Previous Page  7 / 104 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 104 Next Page
Page Background

7

почта и телеграф. В июне был построен первый двухэтажный дом, в котором поселились

12 новоселов, в августе – Дом культуры, в котором в октябре начали показывать кино-

фильмы.

В том же феврале 1976 года XXV съезд КПСС документально оформил начавшиеся

кардинальные перемены в промышленности Южной Якутии историческими для всех

нерюнгринцев строками постановления ЦК: «Приступить к формированию Южно-

Якутского территориально-производственного комплекса. Построить железнодорожную

линию Тында – Беркакит. Развернуть строительство Нерюнгринского угольного разреза,

обогатительной фабрики и Нерюнгринской ГРЭС».

В историю малого БАМа, в том числе Беркакита, золотыми строками вписаны строи-

тельно-монтажные поезда №577 и №578, механизированные колонны №155 и №158, мо-

стостроительные отряды №49 и №54, тоннельный отряд №16, комсомольско-молодежные

отряды «якутский комсомолец» и «Юность Якутии».

Темпы стройки удивляли, без преувеличения, весь мир! Уже 2 ноября 1976 года на гра-

ницу Амурской области и Якутии, находящуюся на перевале Станового хребта, пришел

первый поезд. Нагорная, куда рельсы дошли 19 декабря 1976 года, стала первой железно-

дорожной станцией на якутской земле. 24 июля 1977 тепловозный гудок впервые услыша-

ли строители станции Золотинка. А 29 октября 1977 года пришел поезд и на станцию

Беркакит.

22 февраля 1977 года Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР населен-

ному пункту Беркакит присвоен статус рабочего поселка. Теперь именно этот день счита-

ется днем рождения Беркакита.

Железная дорога Тында – Беркакит – Угольная была сдана в постоянную эксплуатацию

в 1979 году. 5 ноября 1979 года на станцию Беркакит прибыл первый Всесоюзных отряд

молодых железнодорожников-эксплуатационников. Количество жителей поселка за тот

день увеличилось на 176 человек.

Сегодняшний Беркакит с его численностью населения пять тысяч человек, конечно,

уже не похож на первые балки и вагончики. Беркакит стал современным благоустроенным

поселком с комфортными многоэтажными домами, детскими садами, школами, больни-

цами, спортивными сооружениями.

Беркакит в первую очередь – поселок железнодорожников. Развитие Южно-Якутского

территориально-промышленного комплекса было немыслимо без узла Беркакит, ставшего

для него транспортными воротами в страну. В состав узла, кроме собственно Беркакита,

входят также станции Нерюнгри-пассажирская, Нерюнгри-грузовая, Оборчо, оборотное

локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, сигнализации и связи, сетевой район,

контейнерная площадка.

На железнодорожном узле Беркакит сегодня работают около полутора тысяч человек, а

со станции Беркакит ежедневно уходит в среднем 8 поездов с углем. Беркакит продолжает

жить, работать, развиваться, расти, мечтать о будущем, которое закладывается уже сего-

дня.

Вся эта великая и славная история маленькими фрагментами собрана в сотнях публи-

каций, перечисленных в сборнике, который вы сейчас держите в руках. Эта ценная книга

родилась благодаря труду и профессионализму библиографов. Библиографический указа-

тель, безусловно, облегчит и сделает системной работу ученых, преподавателей, студен-

тов, краеведов – всех, кто серьезно интересуется историей Нерюнгринского района.

История Беркакита написана тысячами людей – как теми, кто трудился в экономике,

народном хозяйстве, культуре, социальной сфере, так и теми, кто изо дня в день описывал

жизнь поселка, увековечивая дела людей в своих статьях и книгах, перечисленных здесь.

Пусть этот ценнейший библиографический указатель станет одним из замечательных

подарков и самому поселку-юбиляру, и всем нерюнгринцам.