7
почта и телеграф. В июне был построен первый двухэтажный дом, в котором поселились
12 новоселов, в августе – Дом культуры, в котором в октябре начали показывать кино-
фильмы.
В том же феврале 1976 года XXV съезд КПСС документально оформил начавшиеся
кардинальные перемены в промышленности Южной Якутии историческими для всех
нерюнгринцев строками постановления ЦК: «Приступить к формированию Южно-
Якутского территориально-производственного комплекса. Построить железнодорожную
линию Тында – Беркакит. Развернуть строительство Нерюнгринского угольного разреза,
обогатительной фабрики и Нерюнгринской ГРЭС».
В историю малого БАМа, в том числе Беркакита, золотыми строками вписаны строи-
тельно-монтажные поезда №577 и №578, механизированные колонны №155 и №158, мо-
стостроительные отряды №49 и №54, тоннельный отряд №16, комсомольско-молодежные
отряды «якутский комсомолец» и «Юность Якутии».
Темпы стройки удивляли, без преувеличения, весь мир! Уже 2 ноября 1976 года на гра-
ницу Амурской области и Якутии, находящуюся на перевале Станового хребта, пришел
первый поезд. Нагорная, куда рельсы дошли 19 декабря 1976 года, стала первой железно-
дорожной станцией на якутской земле. 24 июля 1977 тепловозный гудок впервые услыша-
ли строители станции Золотинка. А 29 октября 1977 года пришел поезд и на станцию
Беркакит.
22 февраля 1977 года Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР населен-
ному пункту Беркакит присвоен статус рабочего поселка. Теперь именно этот день счита-
ется днем рождения Беркакита.
Железная дорога Тында – Беркакит – Угольная была сдана в постоянную эксплуатацию
в 1979 году. 5 ноября 1979 года на станцию Беркакит прибыл первый Всесоюзных отряд
молодых железнодорожников-эксплуатационников. Количество жителей поселка за тот
день увеличилось на 176 человек.
Сегодняшний Беркакит с его численностью населения пять тысяч человек, конечно,
уже не похож на первые балки и вагончики. Беркакит стал современным благоустроенным
поселком с комфортными многоэтажными домами, детскими садами, школами, больни-
цами, спортивными сооружениями.
Беркакит в первую очередь – поселок железнодорожников. Развитие Южно-Якутского
территориально-промышленного комплекса было немыслимо без узла Беркакит, ставшего
для него транспортными воротами в страну. В состав узла, кроме собственно Беркакита,
входят также станции Нерюнгри-пассажирская, Нерюнгри-грузовая, Оборчо, оборотное
локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, сигнализации и связи, сетевой район,
контейнерная площадка.
На железнодорожном узле Беркакит сегодня работают около полутора тысяч человек, а
со станции Беркакит ежедневно уходит в среднем 8 поездов с углем. Беркакит продолжает
жить, работать, развиваться, расти, мечтать о будущем, которое закладывается уже сего-
дня.
Вся эта великая и славная история маленькими фрагментами собрана в сотнях публи-
каций, перечисленных в сборнике, который вы сейчас держите в руках. Эта ценная книга
родилась благодаря труду и профессионализму библиографов. Библиографический указа-
тель, безусловно, облегчит и сделает системной работу ученых, преподавателей, студен-
тов, краеведов – всех, кто серьезно интересуется историей Нерюнгринского района.
История Беркакита написана тысячами людей – как теми, кто трудился в экономике,
народном хозяйстве, культуре, социальной сфере, так и теми, кто изо дня в день описывал
жизнь поселка, увековечивая дела людей в своих статьях и книгах, перечисленных здесь.
Пусть этот ценнейший библиографический указатель станет одним из замечательных
подарков и самому поселку-юбиляру, и всем нерюнгринцам.