весь весенне-летне-осенний сезон – от холода до холода. И получается, что в самое благо-
приятное время года уникальная зона отдыха и оздоровления отгораживается от людей
водной преградой. Нам удалось прорваться к источнику лишь благодаря малой воде на
одном из перекатов Горбылаха, форсировав его вброд «на грани фола» на «уазике»-
вездеходе. Подобное, конечно, в сухую погоду под силу и грузовым машинам повышен-
ной проходимости, но даже уже хваленым джипам, не говоря об обычных иномарках, оте-
чественных легковушках, и автобусах, летний Горбылах не по зубам. А в ледоход и ледо-
став, период тонколедья он, естественно, непреодолим вообще. Точнее, на противополож-
ную сторону можно перебраться, но только по хлипкому подвесному мостку, на который
не всякий смельчак решается ступить. А решившись – потом топать пешком до возжелан-
ного места отдыха три километра. Поэтому нас Нахот встретил полной тишиной, и в бас-
сейне вместе с сопровождавшим меня главным инженером Нерюнгринского дорожного
предприятия и его водителем оказались лишь одна из работниц базы отдыха, да старень-
кая бабуся, которую привез подлечить ноги тоже кто-то из своих. Однако, как заметили
хозяева, для их «мертвого сезона» это был целый наплыв посетителей. Конечно, я не смог
невольно не вспомнить зимнюю поездку на Нахот, когда оба бассейна были буквально за-
биты купающимися. Правда, и тогда я обратил внимание на то, что добирались мы к за-
ветному источнику почему-то не на обычном автобусе, а на «Урале»-вахтовке. В заинде-
вевшие окна мало что видно, но временами мощную машину довольно сильно покачивало
и потряхивало.
И вот теперь это обстоятельство, это второе «но» Нахота тоже нашло в моих глазах
свое объяснение. Пролетев первые сорок километров по современной асфальтированной
трассе Нерюнгри – Чульман, мы свернули на грунтовку, мягко говоря, далеко не лучшего
качества. Ощущение было такое, словно перенеслись на машине времени на несколько
десятилетий назад. И по этому «автобану» надо было «пилить» еще два десятка верст.
Естественно, возник вопрос: неужели нельзя было хотя бы отсыпать и подравнять грейде-
ром земляное полотно? Конечно, можно было бы, но…как мне рассказали сами дорожни-
ки несколько лет назад республиканское начальство исключило этот отрезок пути из пла-
на финансирования. Так еще толком не достроенная дорога на Нахот оказалась беспри-
зорником с протянутой рукой. И техника стала выходить на нее лишь в редкие дни благо-
творительных щедрот отдельных предприятий или городской казны. Понятно, что хозяева
крошечной базы отдыха взвалить на себя такой воз не могут, он их просто раздавит. Не-
посильна эта ноша и для Нерюнгринского пищекомбината, который занимается розливом
минеральной воды и в период распутицы вынужден перекачивать ее с одного берега Гор-
былаха на другой с помощью шланга, проложенного по все тому же упомянутому хлип-
кому сооружению. А вкупе со строительством настоящего моста проблема уже не под си-
лу и городскому бюджету – требуется решение на республиканском уровне. Но в то же
время при государственном подходе и соответствующих вложениях Нахот мог бы стать
настоящей здравницей не только для южно-якутского региона, а, возможно, и для всей
республики. И источником производства в нужных количествах собственных напитков
высокого качества. Тем более что геологами возле того же Чульмана, как мне рассказали
пищевики, разведано месторождение «Надежда» с очень хорошей минеральной водой ал-
ма-атинского типа, и месторождение «Еловое» – с чистейшей артезианской. Наверное, бо-
лее осведомленным людям под силу расширить этот перечень.
Так что, глядя в будущее Южной Якутии глазами оптимиста, можно вполне рас-
смотреть в нем помимо индустриальной составляющей и оздоровительную, курортно-
санаторную. Но в это будущее не пройти по хлипкому мосту через Горбылах.
Федоров, Владимир. К здоровой жизни – по хлипкомумостику? / В. Федоров // Якутия – 2001. – 9 окт.– С. 6.
БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Минеральные воды
А. А. Хворостина.