27
А храм будет красивый…
Храм всегда был неким отражением того, что для человека наиболее важно в этой жизни. На Земле были времена, когда
строились огромныехрамыи совсем, крохотныедома, и наоборот, громаднымибыли дворцы, а храмы – маленькими. В опу-
стевших сегодня российских деревнях стоят такие же огромные пустые церкви, а в многомиллионной Москве стоят часо-
венки. Тысячелетняя история христианства на Руси и православия, в частности, веками шлифовала и великую православ-
ную культуру, и неповторимую храмовую архитектуру. Нигде в мире вы не найдете такого чудного зодческого стиля, а уж
золотыекупола, вершающиеготическоесооружение – изобретениечистоправославное.
Храм строится алтарем на восток, а центральным входом на запад. Здесь все просто: мы молимся по древней традиции,
обратившись взоромнавосходсолнца. Это отголоски язычества. Ставят ДомБожийнавысокомоткрытомместе – к Господу
поближе и от людей не таясь. И колокольный звон во все стороны расходится. До Нерюнгри, белеющего сквозь зеленый
изумруд вековых сосен, и дальше, до самого горизонта. По слову самого Иоанна Кронштадтского, которому 1 января 2010
года исполняется ровно 100 лет со дня рождения, если стоит храм и служится литургия, через литургию освящается вс я
округа. Господь посылает благословениечерезмолитву навсю околицу и окрест.
Таким я представиластроящийся сегодня храмсвятогоправедногоИоаннаКронштадтского в Беркаките, где 5 ноября со-
стоялось освящение с участием Владыки Зосимы. К Новому году и Рождеству Христову, говорит Иван Танчинец, директор
предприятия, ведущего строительство, будут завершенывнутренниеотделочныеработы, а концу ноября крыша будет г о-
това, купола вызолочены и крест водружен. Архитектура храма – «под колоколы», когда колокола «сидят» в центральном
барабане и сама звонницаподцентральнымкуполомпокоится. Иместодля храма – как будто самимБогомприбереженное:
со всех сторон видное, просторное.
… Невысокое крыльцо. Мы еще на грешной земле, делаем последние поклоны перед входом в храм. В храме уже совсем
другое пространство, каждый элемент его имеет глубоко символическое значение. Куб храма – символ мира. Первый ярус
изображает земнуюжизнь, поэтомутамполумрак – окнане нужны. Оконна первомярусене должно быть, есть узкие окна
на втором ярусе, чтобы свет шел сверху, как бы из горнего мира. И так называемая главка – символ Христа и духовного го-
рения – крест на куполевенчает весь мир.