

8
2. Территории опережающего социально-экономического развития
«Южная Якутия». Резиденты ТОР
Брук, Михаил. Какой быть ТОР «Южная Якутия»? / Михаил Брук // Дальневосточный
капитал. – 2016 . - № 8 ; Режим доступа:
http://www.http: /www.1sn.ru/173014.html. -
25.08.2016.
В прошлом году наша корпорация выступила с инициативой создания территории опережающего соци-
ально-экономического развития в Южной Якутии. Наиболее привлекательна та часть Южной Якутии, ко-
торая сосредоточена вокруг транспортного коридора от Нерюнгри до Якутска, в первую очередь - до
Томмота. Здесь проходят железная дорога, соединяющая БАМ с Якутском, федеральная автомобильная
дорога «Лена», нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан и в ближайшие годы будет проложен газо-
провод «Сила Сибири».
Масштабное промышленное освоение богатейших природных ресурсов юга Якутии началось в ХХ сто-
летии с создания в 1924 году в Алдане треста «Якутзолото». Затем последовало освоение месторождений
слюды, угля, лесных ресурсов. В 70-е годы на базе огромных запасов коксующихся углей был создан Юж-
но-Якутский территориально-производственный комплекс, построен город Нерюнгри.
Новый импульс развитию региона был дан в 2007 году, когда стартовал инвестиционный проект обще-
государственного значения «Комплексное развитие Южной Якутии».
Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» включает проектирование и строи-
тельство следующих объектов:
• Канкунская ГЭС на реке Тимптон;
• Эльконский урановый горно-металлургический комбинат;
• Южно-Якутское горно-металлургическое объединение (Таежный и Тарыннахский железорудные
ГОКи);
• Инаглинский угольный комплекс;
• Селигдарский апатитовый горно-химический комплекс;
• Якутский центр газодобычи;
Общая стоимость проекта в ценах 2006 года превышала 400 млрд рублей. В том числе предполагалась
господдержка из Инвестфонда РФ в объеме свыше 100 млрд рублей на проектирование и строительства
объектов транспортной и энергетической инфраструктуры. Проектирование большинства объектов завер-
шено. Общий объем инвестиций (с учетом затрат инвесторов на предпроектном этапе) на 01.03.2016 г.
свыше 24,8 млрд рублей, в том числе из Инвестфонда - более 7,4 млрд рублей.
В настоящее время ведется строительство Инаглинского угольного комплекса. Введена в эксплуатацию
I очередь обогатительной фабрики, которая выдает высококачественный коксовый концентрат. Он пользу-
ется спросом у металлургов в Японии и других странах АТР Государство обеспечило финансирование из
федерального бюджета строительства железнодорожной ветки «Чульбасс - Инагли», линии электропереда-
чи и подстанции 110 кВ на общую сумму 3217 млн рублей.
За последние годы произошли существенные изменения в экономической конъюнктуре, нормативной
базе, возможностях и механизмах господдержки проектов развития. В том числе практически исчерпан и не
работает Инвестиционный фонд, который был основным инструментом господдержки нашего проекта.
Упали цены на сталь, уголь, уран, у российских инвесторов снизились возможности по привлечению капи-
тала на Западе. Проекту «повезло»: за время его реализации случилось два глобальных экономических кри-
зиса.
По этим причинам часть проектов (Эльконский ГМК, Тарыннахский ГОК, Канкунская ГЭС) была при-
остановлена. Не определен инвестор по освоению Селигдарского месторождения апатитов. Это приводит, в
свою очередь, к социально-экономической стагнации, оттоку населения из Нерюнгри и других промыш-
ленных населенных пунктов региона.
Но все это никак не отменяет стратегического значения Южной Якутии для развития Дальнего Востока
и укрепления позиций Российской Федерации в АТР Требуется принятие адекватных решений по реализа-
ции огромного ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ региона в новых условиях.
В качестве наиболее эффективного инструмента для дальнейшего комплексного развития Южной Яку-
тии мы видим использование режима территории опережающего социально-экономического развития.
Таким образом, ТОР «Южная Якутия» - это продолжение уже в новых экономических и нормативных
реалиях тех планов по развитию Южной Якутии, которые в свое время воплощались в жизнь в рамках ком-
плексного проекта. Чем отличаются условия ТОР от действовавшей до сих пор для этого проекта схемы