

58
занавесы», мы вошли в новый мир, который по своему характеру стал еще более сложным
и противоречивым. На смену «холодной войне» пришли такие угрозы, как нетерпимость,
межэтнические и межконфессиональные конфликты, рост наркомании, международный
терроризм. Появились теории, обосновывающие неизбежность столкновения цивилизаций
или неизбежность каких-либо глобальных катастроф. Пожалуй, наиболее ярким примером
в истории было соперничество между исламской и христианской цивилизациями. Тем не
менее, их взаимодействие принимало не только конфликты – было общение, в процессе
которого различные цивилизации учились на опыте друг друга. В средние века христиане
могли многому научиться у мусульман: медицине, наукам, математике, даже
познакомиться с трудами древних греческих философов. Впоследствии христианский мир
вышел на более высокие уровни организации и технологии и использовал эти блага для
завоевания всех других цивилизаций мира или установления над ними своего господства.
В результате этой западной экспансии и сопровождавших ее замечательных достижений в
области транспорта и связи народы мира сегодня гораздо более тесно связаны между
собой, чем когда-либо прежде. (Эта тема активно обсуждалась на одном из заседаний
Оксфордского центра Исламских исследований в 1999 году).
По крайней мере, в некоторых отношениях все мы живем сейчас в одной
глобальной цивилизации. И все же в последние несколько лет мы, как представляется, все
чаще и чаще слышим о «цивилизациях» во множественном числе – причем не в прошлом,
а в настоящее время. И представители этих цивилизаций не могут прийти к одному
мнению. Предсказание Сэмюэля Хантингтона в отношении «столкновения цивилизаций»
вызвало огромные дискуссии со времени первого появления книги под таким же
названием в 1993 году. Все разумные люди должны стремиться к тому, чтобы избежать
такого столкновения.
Современные общества слишком тесно связаны друг с другом, а современное
оружие обладает слишком ужасающей разрушительной силой, чтобы взаимодействие
между современными «цивилизациями» принимало форму вооруженного конфликта, как
это нередко случалось между цивилизациями прошлого. Сегодня диалог должен быть
мирным. В сложившихся условиях насущной становится потребность в инициативах,
которые не разделяли бы народы, а, наоборот, консолидировали их вокруг позитивных
идей. Подавляющее большинство населения земного шара, несомненно, разделяет мысль,
что в мировом сообществе вместо злобы может восторжествовать спокойствие, мир и
стабильность, а распри и столкновения – смениться содружеством культур и религий.
В сентябре 1997 года президент Ирана Мохаммед Хатами выступил с памятной
речью на эту тему перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Он
сказал, что «исламская революция иранского народа... призывает к диалогу между
цивилизациями и культурами, а не к столкновению между ними». Идея «диалога
цивилизаций», предложенная в знаменитом интервью Си-эн-эн новым президентом Ирана
Мохаммедом Хатами, привлекла к себе внимание мирового политического бомонда. В ее
реализации многие аналитики видели принципиальную возможность нормализации
отношений Ирана с западным миром. По его предложению Ассамблея приняла после
этого решение об объявлении 2001 года Годом диалога между цивилизациями под эгидой
Организации Объединенных Наций. По словам Временного поверенного, цель подобного
начинания в том, чтобы поднять на новый качественный уровень общение между
цивилизациями, что должно привести к устранению факторов, провоцирующих
противостояние между народами.
Диалог между цивилизациями должен быть диалогом внутри обществ, а также
между ними. Президент Хатами сам подразумевал это, говоря о том, что диалог
необходим для «укрепления взаимной вежливости, будь то на национальном или на
международном уровне». Кроме того, это должен быть диалог на основе взаимного
уважения.
Но «Диалог цивилизаций» в данном контексте – это не только политическая,
мировоззренческая категория, он применим и в качестве прикладного механизма для