Previous Page  59 / 212 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 59 / 212 Next Page
Page Background

58

занавесы», мы вошли в новый мир, который по своему характеру стал еще более сложным

и противоречивым. На смену «холодной войне» пришли такие угрозы, как нетерпимость,

межэтнические и межконфессиональные конфликты, рост наркомании, международный

терроризм. Появились теории, обосновывающие неизбежность столкновения цивилизаций

или неизбежность каких-либо глобальных катастроф. Пожалуй, наиболее ярким примером

в истории было соперничество между исламской и христианской цивилизациями. Тем не

менее, их взаимодействие принимало не только конфликты – было общение, в процессе

которого различные цивилизации учились на опыте друг друга. В средние века христиане

могли многому научиться у мусульман: медицине, наукам, математике, даже

познакомиться с трудами древних греческих философов. Впоследствии христианский мир

вышел на более высокие уровни организации и технологии и использовал эти блага для

завоевания всех других цивилизаций мира или установления над ними своего господства.

В результате этой западной экспансии и сопровождавших ее замечательных достижений в

области транспорта и связи народы мира сегодня гораздо более тесно связаны между

собой, чем когда-либо прежде. (Эта тема активно обсуждалась на одном из заседаний

Оксфордского центра Исламских исследований в 1999 году).

По крайней мере, в некоторых отношениях все мы живем сейчас в одной

глобальной цивилизации. И все же в последние несколько лет мы, как представляется, все

чаще и чаще слышим о «цивилизациях» во множественном числе – причем не в прошлом,

а в настоящее время. И представители этих цивилизаций не могут прийти к одному

мнению. Предсказание Сэмюэля Хантингтона в отношении «столкновения цивилизаций»

вызвало огромные дискуссии со времени первого появления книги под таким же

названием в 1993 году. Все разумные люди должны стремиться к тому, чтобы избежать

такого столкновения.

Современные общества слишком тесно связаны друг с другом, а современное

оружие обладает слишком ужасающей разрушительной силой, чтобы взаимодействие

между современными «цивилизациями» принимало форму вооруженного конфликта, как

это нередко случалось между цивилизациями прошлого. Сегодня диалог должен быть

мирным. В сложившихся условиях насущной становится потребность в инициативах,

которые не разделяли бы народы, а, наоборот, консолидировали их вокруг позитивных

идей. Подавляющее большинство населения земного шара, несомненно, разделяет мысль,

что в мировом сообществе вместо злобы может восторжествовать спокойствие, мир и

стабильность, а распри и столкновения – смениться содружеством культур и религий.

В сентябре 1997 года президент Ирана Мохаммед Хатами выступил с памятной

речью на эту тему перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Он

сказал, что «исламская революция иранского народа... призывает к диалогу между

цивилизациями и культурами, а не к столкновению между ними». Идея «диалога

цивилизаций», предложенная в знаменитом интервью Си-эн-эн новым президентом Ирана

Мохаммедом Хатами, привлекла к себе внимание мирового политического бомонда. В ее

реализации многие аналитики видели принципиальную возможность нормализации

отношений Ирана с западным миром. По его предложению Ассамблея приняла после

этого решение об объявлении 2001 года Годом диалога между цивилизациями под эгидой

Организации Объединенных Наций. По словам Временного поверенного, цель подобного

начинания в том, чтобы поднять на новый качественный уровень общение между

цивилизациями, что должно привести к устранению факторов, провоцирующих

противостояние между народами.

Диалог между цивилизациями должен быть диалогом внутри обществ, а также

между ними. Президент Хатами сам подразумевал это, говоря о том, что диалог

необходим для «укрепления взаимной вежливости, будь то на национальном или на

международном уровне». Кроме того, это должен быть диалог на основе взаимного

уважения.

Но «Диалог цивилизаций» в данном контексте – это не только политическая,

мировоззренческая категория, он применим и в качестве прикладного механизма для