Previous Page  11 / 54 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 54 Next Page
Page Background

11

русских и якутов, эвенков. За дружбу всех народов нашей страны». А пригубив свою

крохотную стопочку, добавляет: «Надо помогать друг другу». И высокие эти мысли,

выраженные незамысловатыми обыденными фразами, приобретают особый смысл,

особую весомость. Ибо говорит их человек, который имеет на это право.

Вся жизнь его, сначала неосознанно, была посвящена борьбе за эти идеи. Человек,

живущий, допустим, в Москве, национальную политику воспринимает прежде всего

разумом: смотрит по телевизору, слышит по радио о том, как вся страна, например,

помогает Якутии осваивать ее природные богатства, строить новые города и села.

Коренные жители Якутии постигают ее сердцем, ибо ощущают плоды этой дружбы в

своей повседневной жизни.

Сын Христофора Игнатьевича – ветеринарный врач совхоза «Золотинка» Николай

Руфов около года назад получил просторную трехкомнатную квартиру: новые дома

построены и совхозе с помощью производственных коллективов Южно-Якутского

угольного комплекса. В комнатах – современная мебель. А сколько книг, в том числе

красочных, детских! И так в любой якутской или эвенкийской семье Иенгры.

Между тем Христофор Игнатьевич застал то время, когда у якутов не было своей

письменности, и пугающе-непривычно звучали такие обыденные сейчас слова, как:

полотенце, мыло, зубная щетка...

Позже, это уже хорошо помнит и сын Николай, к Христофору Игнатьевичу

частенько заходил ныне кандидат ветеринарных наук В. И. Веселов. Он тогда внедрял

метод клеточного звероводства, доказывал его удобство и экономическую

эффективность. В лице Христофора нашел полного единомышленника. Создалась

своеобразная ударная бригада – один теоретически, а другой практически доказывали

жизненность перспективного метода.

Сегодня клеточное звероводство прочно вошло в практику совхозов республики.

Достоянием всех и каждого стала грамотность, и дети якутов и эвенков, представители

других народностей Севера говорят, как правило, на родном и русском языках.

В семье Руфовых с детства прививается уважение к представителям других наций,

в первую очередь – русской. Если читается «Сказка о царе Салтане», то папа или мама

обязательно подчеркнут, что написал ее Пушкин – великий русский поэт, если читаются

книги о войне, то дети узнают, что на фронте вместе с русскими, украинцами и

представителями других национальностей нашей Родины воевали славные сыны

якутского народа.

Общими являются в семье разговоры о совхозных делах, о прожитом. И когда

Николай начинает рассказывать о времени коллективизации, о молодых русских

учителях, не побоявшихся оставить большие города и приехать в полудикую тайгу, в чумы,

тордохи, яранги, заслушиваются не только взрослые. Он хорошо знает историю своего

народа, своей республики. Помнит имена многих, кто помог якутам ускорить путь в

светлый – сегодняшний день.

– В 30-е годы в Вилюйские районы приехало много молодых русских учителей.

Почти все они остались здесь, большинство говорят на якутском языке, порой носят нашу

национальную одежду. Они одна семья с якутами, не забывают, однако, и традиций

своего народа. В своей повседневной жизни, через друзей и знакомых, передавали и