3
ВЕСТНИК
ЯКУТУГЛЯ
АВГУСТ,
2019
наш
«�ечел»
происшествия
Учиться
на чужих ошибках
Большинство инструкций и
правил техники безопасности на
производстве основаны на преце-
дентах из жизни, зачастую име-
ющих печальные последствия.
Андрей Кузнецов с 2007 года
трудится сторожем в здании отдела
кадров Белорецкого металлурги
ческого комбината. После оконча
ния профессионального училища
№ 25 он работал калильщиком в
сталепроволочном цехе № 1, за
тем перевёлся в травильное отде
ление. Здесь-то в июне 2004 года с
ним, молодым 35-летним мужчи
ной, и произошёл несчастный слу
чай, разделивший жизнь на «до» и
«после».
Шла обычная рабочая сме
на. Казалось, ничто не предве
щало плохого. Андрей Владими
рович опускал в ванны металл,
перемещал его по отделению
кран-балкой.
— В тот день с утра у меня
было нехорошее предчувствие,
словно судьба предостерегала
от необдуманных поступков, но,
увы, действовал я наперекор все
Мы все стремимся
к безопасности — в быту,
на отдыхе и особенно
на производстве. Ведь
от этого зависит здоровье
и жизнь. Вопросам охраны
труда и промышленной
безопасности в компании
«Мечел» уделяется
огромное внимание.
К сожалению, не всегда
удается избежать травм.
И это большая боль.
О том, как организуется
данная работа
на предприятиях Группы,
а также горьком опыте
коллег, решивших
поделиться своей
историей, чтобы другие
учились на чужих
ошибках, мы расскажем
в ближайших выпусках
«Вестника Якутугля».
Изучение правил охраны труда и
техники безопасности, их соблюде
ние — дело серьёзное. Кто-то, на
пример, административные работ
ники, может возразить: ну это не
для нас, мы же в офисе и техники-
то крупной, оборудования сложно
го, работающего под высоким на
пряжением, в глаза не видели, это
надо тем, кто трудится во вредных
условиях. А вот и нет! Правила пе
редвижения по территории пред
приятия (офисные работники ведь
тоже бывают по служебным де
лам на разрезе, автобазе, фабри
ке и т.п.), пожарной, транспортной
безопасности и т.д. — общие. Ис
ключений нет.
Кроме того, каждый дом сей
час буквально напичкан электро
приборами, с крыш весной падает
снег, во время сильного ветра ещё
сверху что-то сносит, бывает, возни
кает угроза подтопления домов, и
этот перечень можно продолжать.
Так что защищать себя, своих близ
ких, внимательно относиться к пра
вилам безопасности мы должны
уметь и на работе, и в быту. И это
вовсе не сложно.
Такие правила, как передвиже
ние по территории предприятия
только по установленным маршру
там, нахождение вне опасной зоны
работающих механизмов и горных
выработок, включение (выключе
ние) установок, механизмов, назна
чение которых неизвестно, выпол
нение работы только в соответствии
На государственном уровне
впервые об охране труда в исто
рии России всерьёз задумался
Михаил Васильевич Ломоносов.
В третьей части своей книги
«Первые основания металлур
гии, или рудных дел» он уделя
ет большое внимание охране
труда горняков, начиная от опи
сания правильной организации
подземных работ и мер по их
безопасности и заканчивая ха
рактеристикой
оградительных
сооружений и одежды рабочих.
Здесь же и страстный протест
против применения на горноза
водских предприятиях детского
труда, калечащего психику и здо
ровье смолоду.
Учёный дал множество сове
тов, касающихся наиболее це
лесообразной и безопасной
организации производства. Ло
моносов стремился облегчить
труд шахтёров без потери про
изводительности. Например, он
предложил надевать рабочим на
ноги кожаные и берестяные шти
блеты, чтобы «осколки, которые
от руды отлетают, ног и голеней
не повреждали». Не забыл он и
про металлургов: описывая уста
новку плавильных печей, указал,
чтобы их ставили не ближе ше
сти футов одна от другой, «чтобы
плавильщиков жаром от работы
не отбивало».
Однако государство приня
ло во внимание необходимость
охраны труда только спустя ещё
полвека. 7 января 1818 года был
принят закон о надзоре за рабо
тами, призванный повысить уро
вень безопасности на заводах
и рудниках. Именно этот день
можно считать днём рождения
российской охраны труда.
му, — вспоминает он. — Мне нуж
но было забрать с площадки оче
редной бунт катанки, но сделать
это мешала гружённая проволокой
электротележка, стоявшая в прохо
де между линиями мелкого и круп
ного травления металла. Я обра
тил внимание на то, что водитель
оставил ключ управления, и ре
шил отогнать тележку в конец про
лёта самостоятельно. Сел за руль,
повернул ключ, включил тумблер,
и тут неожиданно для меня элек
тротележка начала разгоняться так
быстро, что я понял: ещё секунда и
врежусь в стену. Всё происходило
стремительно. За долю до столкно
вения со стеной я сумел выпрыг
нуть, но случайно за что-то заце
пился. В прыжке меня развернуло,
а затем опрокинуло прямо под
электротележку, которая на всей
скорости ударилась о стену, на
ехала на меня и придавила своей
площадкой ногу. В горячке боли я
не почувствовал, попытался встать
и даже оттолкнуть электротележ
ку руками, но ничего не получи
лось. Дальнейшие события запом
нились плохо: медсанчасть, уколы,
машина скорой помощи, операци
онная, больничная койка...
Итог несчастного случая, про
изошедшего с Андреем Владими
ровичем, печален — перелом и
раздробление кости ниже колена,
серьёзное повреждение кровенос
ных сосудов. Врачи сделали всё
возможное, стараясь спасти ногу:
собрали по осколкам берцовую
кость, сшили мышцы, но вот боль
шие участки раздавленных вен,
снабжающих кровью конечность,
восстановить не удалось. Началась
гангрена и ногу ниже колена при
шлось ампутировать.
Остаётся только догадывать
ся, сколько боли и страданий при
шлось пережить Андрею Кузнецо
ву за это время. На всю жизнь он
остался инвалидом, а протез, ка
ким бы ни был современным, ногу
не заменит.
Специально созданная на ком
бинате комиссия по расследова
нию несчастного случая пришла к
выводу, что в произошедшем ви
новат как водитель электротележ
ки, оставивший ключ управления,
так и Андрей Кузнецов, не имев
ший права управлять данным
транспортным средством.
— Тяжело вспоминать и расска
зывать о произошедшем со мной
несчастном случае, — признаёт
ся Андрей Владимирович, — но я
решился на это, чтобы мой пример
стал уроком для других.
Производство не терпит спешки
и не прощает самовольства и не
дисциплинированности. Необхо
димо неукоснительно соблюдать
все правила техники безопасности
на рабочих местах!
Горький урок
Для Константина Ланшев-
кина, посадчика металла про-
катного цеха «Ижстали», опре-
деляющим
моментом
стал
несчастный случай, произошед-
ший с ним в 2012 году.
Во время выполнения работы
по разгрузке вагона с заготовкой
МНЛЗ в ячейки стеллажей Констан
тину прижало руку и травмировало
три пальца на левой руке.
— Признаю, что в тот день я
нарушил требования охраны тру
да и во время работы находился
в опасной зоне — в момент опу
скания груза (пакета с заготов
кой) я стоял в ячейке стеллажа,
и когда заготовка стала падать, я
не успел убрать руки, — вспоми
нает Константин. — В результа
те несчастного случая мне частич
но ампутировали два пальца, и я
70 дней находился на больничном.
В 2011 году стажа работы на пред
приятии у меня ещё не было, и по
«больничному» я получал неболь
шую зарплату. А семью и малень
кого ребёнка обеспечивать надо.
После лечения я вышел на работу
и стараюсь соблюдать все требова
ния безопасности. Жизнь дала мне
горький урок.
После того случая я стал и дру
гим делать замечания, когда вижу,
что они нарушают технику без
опасности. Правильно говорят:
«Сначала подумай — потом сде
лай». Во время работы нужно быть
внимательным, особенно в ноч
ную смену. Нужно контролировать
как себя, так и работу своего това
рища. Считаю, того случая можно
было избежать, выполни я требо
вания безопасности. Во время ра
боты нужно быть немного «тру
сом» — в хорошем смысле этого
слова. Не надо бездумно бросаться
в работу и совершать необдуман
ные поступки. Работник должен
заботиться о своей безопасности!
НАПИСАНО
ЖИЗНЬЮ
с полученным нарядом, использо
вание средств индивидуальной за
щиты — позволяют сохранить здо
ровье себе и не создать опасных
ситуаций другим работникам пред
приятия. Сложно? Нет! Всё в наших
руках.
— Люди, выполняющие работы
повышенной опасности, обязаны
постоянно быть начеку, — расска
зывает Денис Лесков, руководи
тель службы охраны труда и произ
водственного контроля компании
«Якутуголь». — Особенно это каса
ется тех, кто много лет трудится на
одном месте. Именно тогда, когда
все действия выверены, человек
начинает работать на автомате, и
наступает так называемый эффект
потери бдительности. Результат —
травма. Если вы именно такой ра
ботник, то важно это осознавать.
Специалисты предупреждают:
лучше остановиться на мгновение,
когда почувствуете, что трудно кон
центрироваться. Этого хватит, чтобы
продумать свои действия, усилить
самоконтроль. Пресловутый чело
веческий фактор — главная причи
на подавляющего большинства не
счастных случаев.
— А ещё, если работаете брига
дой, важно хотя бы краем глаза на
блюдать за теми, кто рядом, — сове
тует Денис Анатольевич. — Бывает,
начинаем расследовать несчастный
случай, опрашиваем членов брига
ды: какую работу выполнял постра
давший, где он находился в момент
получения травмы и т.п. А люди тол
ком ничего не могут пояснить: ни
кто ничего не видел и не знает. Хотя,
если б наблюдали, могли бы и оста
новить человека, прежде чем он со
вершит роковую оплошность.
Да, кому-то правила кажут
ся скучными, кто-то стремится об
легчить себе жизнь, не утруждая
себя их повторением и соблюде
нием. Чтобы как-то дополнитель
но мотивировать людей на закре
пление знаний по охране труда и
технике безопасности, с 2016 года
в компании «Якутуголь» (и на дру
гих предприятиях «Мечела» такая
система тоже есть — прим. редак
ции) внедрили систему талонов для
представителей рабочих специаль
ностей. В компании таких сотруд
ников порядка 1900 человек. Каж
дый работник на год получает три
талона — №1, №2, №3. Всего вы
даётся примерно 5700 талонов. От
ветственность за соблюдение тех
ники безопасности, кроме самого
работника, лежит на мастерах, бри
гадирах, руководителях подразде
лений. Если они или сотрудники от
дела ОТ и ПБ увидели, что человек
нарушает правила, то талон у него
изымается.
— Если забираем талон №1, то
ограничиваемся
разъяснениями,
анализом допущенных ошибок, —
поясняет Денис Лесков. — Если же
он вторично «попадается», то талон
№2 гарантирует снижение разме
ра премии на 50% и внеплановую
проверку знаний по ОТ и ПБ. По
сле изъятия третьего талона — на
рушителю ежемесячная премия не
начисляется, рассматривается во
прос о соответствии занимаемой
должности. Потому что если чело
век упорно продолжает подвергать
опасности не только свою жизнь и
здоровье, но и коллег, то лучше с
ним расстаться и не ждать, когда
случится непоправимое.
Надо сказать, что за 2018 год в
«Якутугле» забрали 140 талонов.
И как показывает практика, изъятие
первого талона и беседа уже дей
ствуют отрезвляюще. Ещё бы! Нет
ничего важнее здоровья. И в пра
вилах об этом чётко написано — са
мой жизнью.
наша справка
Денис Лесков
Сдача экзамена на ЧМК