Previous Page  9 / 75 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 75 Next Page
Page Background

8

2. Территории опережающего социально-экономического развития

«Южная Якутия». Резиденты ТОР

Брук, Михаил. Какой быть ТОР «Южная Якутия»? / Михаил Брук // Дальневосточный

капитал. – 2016 . - № 8 ; Режим доступа:

http://www.http: /www.1sn.ru/173014.

html. -

25.08.2016.

В прошлом году наша корпорация выступила с инициативой создания территории опережающего соци-

ально-экономического развития в Южной Якутии. Наиболее привлекательна та часть Южной Якутии, ко-

торая сосредоточена вокруг транспортного коридора от Нерюнгри до Якутска, в первую очередь - до

Томмота. Здесь проходят железная дорога, соединяющая БАМ с Якутском, федеральная автомобильная

дорога «Лена», нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан и в ближайшие годы будет проложен газо-

провод «Сила Сибири».

Масштабное промышленное освоение богатейших природных ресурсов юга Якутии началось в ХХ сто-

летии с создания в 1924 году в Алдане треста «Якутзолото». Затем последовало освоение месторождений

слюды, угля, лесных ресурсов. В 70-е годы на базе огромных запасов коксующихся углей был создан Юж-

но-Якутский территориально-производственный комплекс, построен город Нерюнгри.

Новый импульс развитию региона был дан в 2007 году, когда стартовал инвестиционный проект обще-

государственного значения «Комплексное развитие Южной Якутии».

Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» включает проектирование и строи-

тельство следующих объектов:

• Канкунская ГЭС на реке Тимптон;

• Эльконский урановый горно-металлургический комбинат;

• Южно-Якутское горно-металлургическое объединение (Таежный и Тарыннахский железорудные

ГОКи);

• Инаглинский угольный комплекс;

• Селигдарский апатитовый горно-химический комплекс;

• Якутский центр газодобычи;

Общая стоимость проекта в ценах 2006 года превышала 400 млрд рублей. В том числе предполагалась

господдержка из Инвестфонда РФ в объеме свыше 100 млрд рублей на проектирование и строительства

объектов транспортной и энергетической инфраструктуры. Проектирование большинства объектов завер-

шено. Общий объем инвестиций (с учетом затрат инвесторов на предпроектном этапе) на 01.03.2016 г.

свыше 24,8 млрд рублей, в том числе из Инвестфонда - более 7,4 млрд рублей.

В настоящее время ведется строительство Инаглинского угольного комплекса. Введена в эксплуатацию

I очередь обогатительной фабрики, которая выдает высококачественный коксовый концентрат. Он пользу-

ется спросом у металлургов в Японии и других странах АТР Государство обеспечило финансирование из

федерального бюджета строительства железнодорожной ветки «Чульбасс - Инагли», линии электропереда-

чи и подстанции 110 кВ на общую сумму 3217 млн рублей.

За последние годы произошли существенные изменения в экономической конъюнктуре, нормативной

базе, возможностях и механизмах господдержки проектов развития. В том числе практически исчерпан и не

работает Инвестиционный фонд, который был основным инструментом господдержки нашего проекта.

Упали цены на сталь, уголь, уран, у российских инвесторов снизились возможности по привлечению капи-

тала на Западе. Проекту «повезло»: за время его реализации случилось два глобальных экономических кри-

зиса.

По этим причинам часть проектов (Эльконский ГМК, Тарыннахский ГОК, Канкунская ГЭС) была при-

остановлена. Не определен инвестор по освоению Селигдарского месторождения апатитов. Это приводит, в

свою очередь, к социально-экономической стагнации, оттоку населения из Нерюнгри и других промыш-

ленных населенных пунктов региона.

Но все это никак не отменяет стратегического значения Южной Якутии для развития Дальнего Востока

и укрепления позиций Российской Федерации в АТР Требуется принятие адекватных решений по реализа-

ции огромного ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ региона в новых условиях.

В качестве наиболее эффективного инструмента для дальнейшего комплексного развития Южной Яку-

тии мы видим использование режима территории опережающего социально-экономического развития.

Таким образом, ТОР «Южная Якутия» - это продолжение уже в новых экономических и нормативных

реалиях тех планов по развитию Южной Якутии, которые в свое время воплощались в жизнь в рамках ком-

плексного проекта. Чем отличаются условия ТОР от действовавшей до сих пор для этого проекта схемы