Previous Page  191 / 212 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 191 / 212 Next Page
Page Background

190

193.

Они смотрели далеко вперед // Илкэн. – 2007. – Март. – С. 8.

Трудным путем шли народности Севера к просвещению и всеобщей грамотности.

Он измерялся долгими годами, был извилистым и тернистым. Достижению цели

способствовали российские учителя и другие представители передовой русской

интеллигенции. Работая в тяжелых условиях, они несли знания в юрты, чумы, яранги,

обучали грамоте и детей, и взрослых, выявляли одаренных ребят и заботились об их

дальнейшем образовании. Среди тех, кто сыграл выдающуюся роль в просвещении

северных народностей, десятки и сотни славных имен: В. А. Аврорин, В. И. Цинциус, Л.

В. Беликов, П. Я. Скорик и многие другие.

Мы расскажем о Борисе Липмановиче Кронгаузе и его жене, соратнице Ираиде

Васильевне Монаховой, чьи имена сегодня незаслуженно забыты.

Всей своей жизнью и творческой деятельностью Борис Липманович и Ираида

Васильевна несли свет знаний и добро коренным северным народностям – эвенам и

эвенкам. Они начинали свой просветительский путь учителями сибирских школ и стали

впоследствии известными российскими просветителями, лингвистами, талантливыми

педагогами. Наследие Кронгауза Б. Л. и Монаховой И. В. многогранно: эвено-эвенкийские

буквари, книги для чтения, учебники, переводы. За особо выдающиеся педагогические

заслуги И. В. Монахова была удостоена медали «За доблестный труд в ознаменование

100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Педагоги неоднократно награждались

Грамотами Министерства просвещения.

В зрелом возрасте они прибыли в Алданский район. Благодаря их подвижнической

деятельности в Золотинской средней школе-интернате был внедрен новый

факультативный учебный предмет – эвенкийский язык. Молодое поколение семидесятых

годов начало изучать литературный эвенкийский язык, а значит, впитывать в себя

духовную культуру эвенкийского народа, возрождать народные традиции и обычаи.

Путь народностей Севера к просвещению и всеобщей грамотности.

Глубокое влияние на исторические судьбы проживающего в Якутии, на Дальнем

Востоке коренного населения оказал процесс открытия и освоения Россией земель Якутии

и Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1632 году XVII века произошло присоединение

Якутии к Русскому государству, ставшее поворотной точкой в истории ее народов. Со

второй половины XVII в. в состав Российского государства вошли этнические группы,

сложившиеся в глубокой древности на Северо-Востоке Азии, в Приамурье, Приморье и на

Сахалине, – чукчи, коряки, ламуты (эвены), эскимосы (азиатские), алеуты, ительмены,

тунгусы (эвенки), гиляки (нивхи), орочи, удэгейцы и др. Развитие малочисленных

народностей проходило с этого времени под влиянием более передового общественного

строя России.

После Октябрьских событий 1917 г. появилась возможность строительства новой

культуры, отвечающей запросам коренных дальневосточных народностей.

Какие же были предприняты меры по социально-экономическому и культурному

переустройству жизни малочисленных народностей Севера? В перечне этих мер, прежде

всего, значились материальная поддержка аборигенов, медицинское обслуживание,

просвещение и т. п. Все эти работы возглавил Комитет содействия народностям северных

окраин (сокращенно – Комитет Севера), созданный Президиумом ВЦИК 20 июня 1924 г.

Комитет Севера, просуществовавший до 1935 г., провел ряд крупных экспедиций

на Северо-Восток и в Приамурье. Многие ученые в этот период совмещали свои

исследования с работой на Местах учителями, фельдшерами, служащими. Они помогали

разрабатывать письменность и готовить учебники для северных народов. Убедителен

пример ученого С. Н. Стебницкого, проработавшего несколько лет учителем в далеком