Previous Page  192 / 212 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 192 / 212 Next Page
Page Background

191

корякском селении во время научной командировки. Позже он стал автором первого

корякского букваря. Для нанайских школьников первый букварь написал В. А. Аврорин.

Чукотскую письменность внедрял в начале 1930-х годов молодой учитель П. Я. Скорик,

ради этого прервавший учебу в Ленинграде.

На территории Крайнего Севера и Дальнего Востока создавались разнообразные

типы школ: временные, передвижные, кочевые. «Распространенным в то время типом

школ являлась кочевая школа. Учитель, перекочевывая вместе с населением, во время

стоянок обучал детей в пологе яранги, чуме или юрте, где не было элементарных условий

для нормального обучения и воспитания детей. Учителю и учащимся приходилось

заниматься сидя на корточках, в дымном чуме, и, тем не менее, он добивался успехов в

воспитании и обучении детей». (Кронгауз Ф. Ф.). По мере развития начального всеобуча

развивалась сеть неполных средних школ. Процесс школьного обучения осложняло

отсутствие материальной базы, недокомплект учителей, знавших языки коренных

народностей и владевших методикой преподавания. Возникавшие трудности во многом

преодолевались благодаря бескорыстной помощи русского народа северянам, энтузиазму

российских учителей, врачей, культпросветработников.

Если в 1929-1930 учебном году на всей территории Крайнего Севера было 123

школы (с охватом 20% к общему числу детей школьного возраста), то в 1932-33 уч. г.

было уже 296 школ с контингентом учащихся из народов Севера около 3000 человек, а в

1937-3 уч. г. – 555 школ, в которых обучалось около 10000 детей народов Севера.

Планомерное начало этой работы следует отнести к 1925 г., когда была создана

северная группа – рабфак Ленинградского университета. Осенью 1926 г. по ходатайству

Комитета Севера был открыт рабфак при Ленинградском институте живых восточных

языков (ЛИЖВЯ). Местные органы власти направляли на учебу способных юношей и

девушек из отдаленных кочевий и стойбищ, хотя многие из этих посланцев были

неграмотны. За годы пребывания в институте они приобретали необходимые знания, а,

возвратившись на родину, становились пропагандистами нового быта и культуры.

Со временем подготовка национальных кадров северян совершенствовалась. На

базе рабфака был образован Северный факультет, затем постановлением секретариата

ЦИК СССР от 21 июня 1929 г. северный факультет Восточного института был выделен в

самостоятельное учебное заведение. Так был организован Институт народов Севера им. П.

Г. Смидовича при ЦИК СССР. Целью его ставилась подготовка «из среды трудящегося

населения» специалистов средней и высшей квалификации по советско-партийному и

культурному строительству, кооперативно-колхозному и индустриально-промысловому

делу для Севера. Это учебное заведение активно занималось научно-исследовательской и

учебной деятельностью вплоть до Великой Отечественной войны. В его стенах была

разработана в основе письменность для ряда северных народностей.

Работа по созданию письменности началась в Восточном институте, где с 1926 г.

стали преподавать национальные языки для представителей народностей Севера.

Впоследствии в разработке письменности приняли участие не только лингвисты и

этнографы, но и учителя северных школ. По данным В. А. Аврорина, первым языком,

который начали преподавать, стал эвенский; его графика была разработана на латинской

основе. К 1929-1930 гг. на северофаке преподавались все основные языки. Параллельно

языковая работа велась на Дальнем Востоке. Этнологическая секция Дальневосточного

общества краеведения в феврале 1930 г. утвердила список народностей Севера ДВК, для

которых следовало в первую очередь создавать письменность – тунгусы, чукчи, коряки,

эскимосы, гиляки, гольды – и установила диалекты, на которых нужно издавать

литературу. Общество выпустило свой проект алфавита для народностей Севера,

основанный на латинском начертании.

С организацией Института народов Севера (ИНСа) и его Научно-

исследовательской ассоциации (НИА) работа над алфавитом стала вестись более

целенаправленно.