191
корякском селении во время научной командировки. Позже он стал автором первого
корякского букваря. Для нанайских школьников первый букварь написал В. А. Аврорин.
Чукотскую письменность внедрял в начале 1930-х годов молодой учитель П. Я. Скорик,
ради этого прервавший учебу в Ленинграде.
На территории Крайнего Севера и Дальнего Востока создавались разнообразные
типы школ: временные, передвижные, кочевые. «Распространенным в то время типом
школ являлась кочевая школа. Учитель, перекочевывая вместе с населением, во время
стоянок обучал детей в пологе яранги, чуме или юрте, где не было элементарных условий
для нормального обучения и воспитания детей. Учителю и учащимся приходилось
заниматься сидя на корточках, в дымном чуме, и, тем не менее, он добивался успехов в
воспитании и обучении детей». (Кронгауз Ф. Ф.). По мере развития начального всеобуча
развивалась сеть неполных средних школ. Процесс школьного обучения осложняло
отсутствие материальной базы, недокомплект учителей, знавших языки коренных
народностей и владевших методикой преподавания. Возникавшие трудности во многом
преодолевались благодаря бескорыстной помощи русского народа северянам, энтузиазму
российских учителей, врачей, культпросветработников.
Если в 1929-1930 учебном году на всей территории Крайнего Севера было 123
школы (с охватом 20% к общему числу детей школьного возраста), то в 1932-33 уч. г.
было уже 296 школ с контингентом учащихся из народов Севера около 3000 человек, а в
1937-3 уч. г. – 555 школ, в которых обучалось около 10000 детей народов Севера.
Планомерное начало этой работы следует отнести к 1925 г., когда была создана
северная группа – рабфак Ленинградского университета. Осенью 1926 г. по ходатайству
Комитета Севера был открыт рабфак при Ленинградском институте живых восточных
языков (ЛИЖВЯ). Местные органы власти направляли на учебу способных юношей и
девушек из отдаленных кочевий и стойбищ, хотя многие из этих посланцев были
неграмотны. За годы пребывания в институте они приобретали необходимые знания, а,
возвратившись на родину, становились пропагандистами нового быта и культуры.
Со временем подготовка национальных кадров северян совершенствовалась. На
базе рабфака был образован Северный факультет, затем постановлением секретариата
ЦИК СССР от 21 июня 1929 г. северный факультет Восточного института был выделен в
самостоятельное учебное заведение. Так был организован Институт народов Севера им. П.
Г. Смидовича при ЦИК СССР. Целью его ставилась подготовка «из среды трудящегося
населения» специалистов средней и высшей квалификации по советско-партийному и
культурному строительству, кооперативно-колхозному и индустриально-промысловому
делу для Севера. Это учебное заведение активно занималось научно-исследовательской и
учебной деятельностью вплоть до Великой Отечественной войны. В его стенах была
разработана в основе письменность для ряда северных народностей.
Работа по созданию письменности началась в Восточном институте, где с 1926 г.
стали преподавать национальные языки для представителей народностей Севера.
Впоследствии в разработке письменности приняли участие не только лингвисты и
этнографы, но и учителя северных школ. По данным В. А. Аврорина, первым языком,
который начали преподавать, стал эвенский; его графика была разработана на латинской
основе. К 1929-1930 гг. на северофаке преподавались все основные языки. Параллельно
языковая работа велась на Дальнем Востоке. Этнологическая секция Дальневосточного
общества краеведения в феврале 1930 г. утвердила список народностей Севера ДВК, для
которых следовало в первую очередь создавать письменность – тунгусы, чукчи, коряки,
эскимосы, гиляки, гольды – и установила диалекты, на которых нужно издавать
литературу. Общество выпустило свой проект алфавита для народностей Севера,
основанный на латинском начертании.
С организацией Института народов Севера (ИНСа) и его Научно-
исследовательской ассоциации (НИА) работа над алфавитом стала вестись более
целенаправленно.