среднем в сутки выпивает 8 тысяч литров местной „минералки». Летом же, когда и темпе-
ратура воздуха более подходила для потребления прохладительных напитков, да и эконо-
мические условия были другие, «Нахот» активно закупал и Якутск. Тогда порою работни-
кам Нерюнгринского пищекомбината приходилось производить по 16 тысяч литров воды
в сутки.
Среди своих клиентов комбинат прежде нередко видел и коммерсантов из Тынды,
Алдана и даже Благовещенска. И вновь надеется наладить с ними деловые отношения,
Ну а чем же так хорош наш «Нахот», раз позволяет строить насчет себя коммерче-
ские планы? Ведь, честно говоря, по лечебным свойствам он явно не дотягивает до луч-
ших образцов отечественных, тех же кавказских источников, почему, собственно, «Нахот»
и получил не столь уж и престижный статус минерально-столовой воды. Трудно сказать,
чем он так приглянулся потребителям, но, как утверждают сторожа на источнике, нередки
случаи, когда к ним, делая немалый крюк, заезжают водители-дальнобойщики, чтобы
набрать канистру «Нахота». Говорят, что только им и спасаются при заболеваниях желуд-
ка. Кстати, для такой категории больных медики рекомендуют пить «Нахот», предвари-
тельно выпустив из него газ. Ну а как прохладительный напиток я его без газа не пред-
ставляю.
Но вернемся на нерюнгринский пищекомбинат. Здесь, прежде чем попасть на ли-
нию по розливу газированной и минеральной воды, «Нахот» проходит несколько стадий
очищения, прежде всего его охлаждают до +2 градусов С. Затем обрабатывают ультрафи-
олетом на бактерицидной установке, затем пропускают через пресс-фильтр.
Затем, собственно, розлив на линии, производительность которой составляет 1,5
тысячи бутылок в час. Ну и газирование, которое тоже является одним из видов очистки
напитка от бактерий. Вот такой путь проходит «Нахот» от цеха до нашего стола. До заво-
да же он «добирается» в автоцистернах. Но уже месяц на проходной пищекомбината не
видели машины с «Нахотом». Дело в том, что отсутствие моста на реке Горбыллах, через
которую лежит дорога к источнику, дважды в год не позволяет добираться к нему, когда
река становится и сходит лед. Зная об этом, производители заранее готовятся и заполняют
напитком склады. Так что даже по прошествии месяца простоя комбинат предлагает «На-
хот» потребителям.
По известным причинам за последние месяцы коэффициент рентабельности неко-
гда весьма доходного производства «Нахота» значительно снизился. Более чем в 2 раза
подорожало производство из импортного сырья капсул, которые затем превращаются в
бутылки. Выросли цены и на запасные части к иностранной линии по розливу. Так, при
сегодняшнем курсе доллара пищекомбинату придется только на приобретение масляных
фильтров тратить порядка 80 тысяч рублей в год. А тут еще в связи с падением покупа-
тельной способности населения пришлось снизить отпускную цену на «Нахот» с 5 руб. 30
коп. до 5 руб. за бутылку.
За счет каких таких внутренних резервов, спросите вы? Начальник производства
Алексей Грехов так отвечает на этот вопрос: «Снижаем собственные затраты, в том числе
и путем сокращения штатов. Кроме того, стараемся больше работать с местными ремонт-
ными производствами, которые вполне способны изготовить ряд деталей для нашей ли-
нии».
Одним из способов снижения затрат на производстве традиционно считается уве-
личение его объемов. В поисках рынка сбыта Грехов не исключает и организацию соб-
ственной (пищекомбинатовской) схемы
торговли за пределами района. Думаю,
она может дать неплохие результаты, па-
мятуя о широкой популярности «Нахо-
та». Ходили даже слухи и о том, что в
прошлом году были обнаружены его
подделки. К счастью, подтверждения эта