36
приходит до тысячи и больше посетителей, большей частью дети. Особенностью центра
стало то, что это не музей со строгими правилами поведения, а настоящий якутский дом,
где вместо директора, гида, экскурсовода встречают посетителей Хозяин и Хозяйка,
причем по всем законам гостеприимства – с угощением и развлечением.
Центр построен в виде двух конических сооружений
урас и приземистого
прямоугольного между ними балагана. Ураса – летнее жилище якутов, балаган – зимнее.
Назначениям соответствует и внутреннее убранство помещений. Камелек, медвежья
шкура на полу, деревянная посуда – особенности национального колорита якутского дома.
Проект создания центра вынашивался очень долго. Директор спортшколы «Эрэл»
Н. П. Лугинов искал единомышленников, убеждая, что появление подобного центра
поднимет престиж города, украсит его и будет способствовать единению нерюнгринцев.
Так оно и случилось.
Функциональное значение КЭЦ расширяется с каждым днем. Он уже стал базой
для изучения национальной культуры для учащихся, местом проведения утренников и
семинаров, достопримечательностью города, с которой знакомят высоких гостей. В
последнее время центр приобрел популярность у молодоженов. После официальной
церемонии регистрации новобрачные спешат в центр, где Хозяин и Хозяйка помогут
молодым свершить обряд поклонения духам домашнего очага, скажут добрые якутские
напутствия и заведут вместе со всеми танец осуохай. Память о такой свадьбе у
молодоженов останется навсегда.
Но все же большее значение центр приобрел в культурном воспитании детей.
Нерюнгри специфичный город, в котором практически не чувствуется духовная связь с
остальной Якутией. Автономная транспортная схема позволяет городу быть
самостоятельным, не зависеть от капризов столицы. Поэтому многие нерюнгринцы,
особенно дети, даже не имеют представления о центральной Якутии, не говоря об
арктических улусах. Соответственно, практически не знают традиций и быта якутов,
руководствуясь лишь общепринятыми понятиями о Севере – олени, чумы, тундра.
В качестве примера могу привести фрагмент сочинения десятиклассницы из
гимназии: «Якутия – страна на территории России, с явным преобладанием в ней
русскоязычного населения. Мы волею судьбы живем в ней, такой неизвестной, далекой от
нашего понимания. Серьезные взрослые работают на ее экономику, отдавая свою
молодость, а с ней, и здоровье. Нам периодически напоминают, что мы живем не на своей
территории, а
мы лишь осознаем, что чужие и не
прошенные сюда, но
ничего не
делаем,
чтобы изменить сознание. Возможно для этого и
построена в
нашем городе якутская
ураса…».
Отчасти и
для этого. Хозяин центра Семен Васильевич Назаров и
его супруга
Ирина Антоновна прилагают максимум усилий для приобщения юных нерюнгринцев к
национальной культуре. В ненавязчивой форме дают они сведения об
истории и
традициях якутов. Это даже не педагогика, а своеобразная игра с элементами
национальных видов спорта, народными играми.
«Наша цель не обучить детей – говорит Николай Васильевич,
−
а заинтересовать
их историей края, в
котором мы все живем». И дети воспринимают это с присущим им
восторгом. Вот какой отклик прислали в газету десятиклассники гимназии после
посещения центра: «Здесь истинная атмосфера уюта и
спокойствия, не
только потому,
что звучит красивая и
мелодичная музыка, а
скорее оттого, что хозяева – супруги.
Чувствуешь себя не
в музее, а в гостях, тем более оладьями угощают. Сидишь там и
чувствуешь себя убежденным оптимистом, мир кажется прекрасным и чистым, душа –
безграничный океан, тело – храм, а за спиной – крылья. Как сказал кто-то из великих,
«чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». Ка к будто про меня
сказали, потому что, слушая хозяев урасы, узнаешь очень много. В общем, обогатилась я
духовно с лихвой, хватит надолго, но я знаю, что нельзя останавливаться, так что вперед и
с песней к познанию культуры Якутии…».