Previous Page  36 / 43 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 36 / 43 Next Page
Page Background

36

приходит до тысячи и больше посетителей, большей частью дети. Особенностью центра

стало то, что это не музей со строгими правилами поведения, а настоящий якутский дом,

где вместо директора, гида, экскурсовода встречают посетителей Хозяин и Хозяйка,

причем по всем законам гостеприимства – с угощением и развлечением.

Центр построен в виде двух конических сооружений

урас и приземистого

прямоугольного между ними балагана. Ураса – летнее жилище якутов, балаган – зимнее.

Назначениям соответствует и внутреннее убранство помещений. Камелек, медвежья

шкура на полу, деревянная посуда – особенности национального колорита якутского дома.

Проект создания центра вынашивался очень долго. Директор спортшколы «Эрэл»

Н. П. Лугинов искал единомышленников, убеждая, что появление подобного центра

поднимет престиж города, украсит его и будет способствовать единению нерюнгринцев.

Так оно и случилось.

Функциональное значение КЭЦ расширяется с каждым днем. Он уже стал базой

для изучения национальной культуры для учащихся, местом проведения утренников и

семинаров, достопримечательностью города, с которой знакомят высоких гостей. В

последнее время центр приобрел популярность у молодоженов. После официальной

церемонии регистрации новобрачные спешат в центр, где Хозяин и Хозяйка помогут

молодым свершить обряд поклонения духам домашнего очага, скажут добрые якутские

напутствия и заведут вместе со всеми танец осуохай. Память о такой свадьбе у

молодоженов останется навсегда.

Но все же большее значение центр приобрел в культурном воспитании детей.

Нерюнгри специфичный город, в котором практически не чувствуется духовная связь с

остальной Якутией. Автономная транспортная схема позволяет городу быть

самостоятельным, не зависеть от капризов столицы. Поэтому многие нерюнгринцы,

особенно дети, даже не имеют представления о центральной Якутии, не говоря об

арктических улусах. Соответственно, практически не знают традиций и быта якутов,

руководствуясь лишь общепринятыми понятиями о Севере – олени, чумы, тундра.

В качестве примера могу привести фрагмент сочинения десятиклассницы из

гимназии: «Якутия – страна на территории России, с явным преобладанием в ней

русскоязычного населения. Мы волею судьбы живем в ней, такой неизвестной, далекой от

нашего понимания. Серьезные взрослые работают на ее экономику, отдавая свою

молодость, а с ней, и здоровье. Нам периодически напоминают, что мы живем не на своей

территории, а

мы лишь осознаем, что чужие и не

прошенные сюда, но

ничего не

делаем,

чтобы изменить сознание. Возможно для этого и

построена в

нашем городе якутская

ураса…».

Отчасти и

для этого. Хозяин центра Семен Васильевич Назаров и

его супруга

Ирина Антоновна прилагают максимум усилий для приобщения юных нерюнгринцев к

национальной культуре. В ненавязчивой форме дают они сведения об

истории и

традициях якутов. Это даже не педагогика, а своеобразная игра с элементами

национальных видов спорта, народными играми.

«Наша цель не обучить детей – говорит Николай Васильевич,

а заинтересовать

их историей края, в

котором мы все живем». И дети воспринимают это с присущим им

восторгом. Вот какой отклик прислали в газету десятиклассники гимназии после

посещения центра: «Здесь истинная атмосфера уюта и

спокойствия, не

только потому,

что звучит красивая и

мелодичная музыка, а

скорее оттого, что хозяева – супруги.

Чувствуешь себя не

в музее, а в гостях, тем более оладьями угощают. Сидишь там и

чувствуешь себя убежденным оптимистом, мир кажется прекрасным и чистым, душа –

безграничный океан, тело – храм, а за спиной – крылья. Как сказал кто-то из великих,

«чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». Ка к будто про меня

сказали, потому что, слушая хозяев урасы, узнаешь очень много. В общем, обогатилась я

духовно с лихвой, хватит надолго, но я знаю, что нельзя останавливаться, так что вперед и

с песней к познанию культуры Якутии…».