10
лах, памятимногихимногихлюдей. В «Моабитскихтетрадях»нет мотивов обреченности, пассивнойжертвенности, какне
было их в здоровой, влюбленной вжизнь душепоэта.
Все, о чем рассказано в «Моабитскихтетрадях»,- глубоколичное, сокровенное. Но от этого оно не перестает быть обще-
ственно значимым. Здесь найден тот чудесный сплав личногои общенародного, к которому поэт стремился всюжизнь.
То, чтонакапливалось в творчествеДжалиляпостепенно, годами, проявилось в ослепительно-яркойвспышке. Со страниц
«Моабитскихтетрадей»перед нами встает не просто талант, принадлежащий одному народу, а поэт, поправу принадлежа-
щийк лучшимсынам человечества.
В «Моабитскихтетрадях» поражает остротаощущенияполнотыжизни в предчувствииблизкой смерти. Нерв цикла, его
стержневой конфликт - извечноестолкновениечеловечногоибесчеловечного. Джалиль, встретившисьс фашизмомлицомк
лицу, с особенной остротойинаглядностьювыразилмысль обантичеловеческой сущности гитлеризма. Втаких стихах, как
«Волшебныйклубок», «Варварство», «Перед судом», разоблачается не простожестокость ибездушиепалачей. Всейлогикой
художественныхобразов поэт подводит кмысли, чтофашизморганически враждебенживому. Фашизм и смерть синонимы-
для
поэта.
Ненависть кфашизму как к социальному явлениюнигденеоборачивается у Джалиляненавистьюкнемецкому народу. Поэт
с большим уважением относится к Германии Маркса и Тельмана, Гете и Гейне, Баха и Бетховена. Брошенный в каменный
мешок Моабитской тюрьмы, со дня на день, ожидая смертной казни, он не верит в то, что весь немецкий народ отравлен
ядом нацизма. Глубоко символично, что, задыхаясь вомраке фашистскойночи, поэт тоскует о солнце - солнцезнания, пере-
довой культуры, животворных идей марксизма,- верит в то, что оно засияет над обновленной Германией («В стране Ал-
ман»).
Спокойнаяи стойкая уверенность в победе, в неодолимости силжизнирождает оптимистический тон «Моабитских тетра-
дей». Стихи, написанныенаканунеказни, тои дело озаряются улыбкой спокойного, уверенного в своемдостоинствечелове-
ка, а нередко в них звучит смех.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, прояв-
ленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками вВеликойОтечественной войне, МусеДжалилюпосмертноприсвоено
званиеГероя СоветскогоСоюза. А еще через годКомитет поЛенинскими Государственнымпремиямв областилитературы
и искусстваприСоветеМинистров СССР присудилМусеДжалилю - первому среди поэтов - Ленинскуюпремию за цикл сти-
хотворений «Моабитская тетрадь»…