Previous Page  7 / 71 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 71 Next Page
Page Background

7

как тимптонские, а ныне - иенгринские эвенки, прошли сложнейший путь в своём

историческом развитии, находясь с XVII в. в составе Российского государства. Несмотря на

все перипетии, катаклизмы царского, советского и современного периодов истории

России, эвенки Иенгры сохранили себя как этно-социальную группу со своим самобытным

укладом жизни, основанном на оленеводстве, охоте. Они – единственная в Якутии

эвенкийская группа, сохранившая свой родной язык.

На территории Нерюнгринского района проживает свыше 900 эвенков, из них

около 880 эвенков – это жители с. Иенгра. Они в подавляющем большинстве являются

осёдлыми. Однако, около 30 семей, а это составит примерно 180-200 человек, кочуют

вместе с маленькими детьми. Их дети школьного возраста учатся, живут в интернате.

В этнографической структуре эвенков Иенгры 37,5% составляют дети до 16 лет,

54,6% - люди трудоспособного возраста, 7,9%- лица пенсионного возраста. На долю

женщин приходится 51,5%, на долю мужчин – 48,5% населения.

Эвенки составляют 60% населения села, русские – 30%. Живут в селе буряты, якуты

и представители других национальностей. В селе около 160 эвенкийских семей, из них

почти половина – национально-смешанная. В этносоциальной структуре эвенков самая

большая группа - это рабочие, составляющие 80,1% всех занятых. А занято трудом всего

40% эвенкийского населения. 70% работающих эвенков трудятся в ДГУП «Иенгра» и

родовых общинах. Их основное занятие – оленеводство и охота. В непроизводственной

сфере – в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, управления трудятся

26% эвенков. Инженерно-технических работников среди занятых эвенков – 2,7%,

служащих – 17,2%. Появилась, как и по всей стране, новая социальная прослойка -

безработные. Есть и скрытая безработица. Несмотря на все социальные перемены, эвенки

хорошо помнят свою родословную. В Иенгре проживают семьи, относящиеся к древним

родам: Бэллэт, Нюрмаганы, Сологон, Пуягир, Гуты, Донгой, Дэнгмэ, Бухачары, Кэптукэ,

Лонгорки, Баттаки, Эмис. В связи с созданием родовых общин в определённой степени

возрождается в новых условиях и родовая структура эвенков.

Хотя экологическая и политическая ситуация в стране усугубила положение в селе,

иенгринцы не падают духом. Они создали и обустраивают родовые общины, ищут пути не

только возрождение традиционного в хозяйственном укладе, культуре, но и способов,

форм его наиболее целесообразного сочетания с модернизированными реалиями

современного мира. Эвенки Иенгры, сохраняя свою этничность, открыты для взаимного

обогащения культурными ценностями со всеми другими народами. Их экологический

уклад жизни может внести в формирования более гармоничных отношений между

человеком и природой в замене «силового» природопользования, культурно-

экологическим освоением окружающей среды. В условия истощения месторождений

полезных ископаемых, существовавшее тысячелетиями, эвенкийское хозяйство является

примером для подражания в смысле сосуществования, коэволюции с природой.

Эвенки издавна осознавали себя частью природы. Окружающий мир, вещи,

предметы наделяли душой. Анимистические представления в миропонимании эвенков

породили шаманизм как форму религии. Шаманисты верят в существование духов. По

эвенкийским представлениям, шаманы (саман – возбуждённый, иступлённый человек)

является земным посредником духов. Общее название таких духов – сэвэн. Шаманы