7
как тимптонские, а ныне - иенгринские эвенки, прошли сложнейший путь в своём
историческом развитии, находясь с XVII в. в составе Российского государства. Несмотря на
все перипетии, катаклизмы царского, советского и современного периодов истории
России, эвенки Иенгры сохранили себя как этно-социальную группу со своим самобытным
укладом жизни, основанном на оленеводстве, охоте. Они – единственная в Якутии
эвенкийская группа, сохранившая свой родной язык.
На территории Нерюнгринского района проживает свыше 900 эвенков, из них
около 880 эвенков – это жители с. Иенгра. Они в подавляющем большинстве являются
осёдлыми. Однако, около 30 семей, а это составит примерно 180-200 человек, кочуют
вместе с маленькими детьми. Их дети школьного возраста учатся, живут в интернате.
В этнографической структуре эвенков Иенгры 37,5% составляют дети до 16 лет,
54,6% - люди трудоспособного возраста, 7,9%- лица пенсионного возраста. На долю
женщин приходится 51,5%, на долю мужчин – 48,5% населения.
Эвенки составляют 60% населения села, русские – 30%. Живут в селе буряты, якуты
и представители других национальностей. В селе около 160 эвенкийских семей, из них
почти половина – национально-смешанная. В этносоциальной структуре эвенков самая
большая группа - это рабочие, составляющие 80,1% всех занятых. А занято трудом всего
40% эвенкийского населения. 70% работающих эвенков трудятся в ДГУП «Иенгра» и
родовых общинах. Их основное занятие – оленеводство и охота. В непроизводственной
сфере – в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, управления трудятся
26% эвенков. Инженерно-технических работников среди занятых эвенков – 2,7%,
служащих – 17,2%. Появилась, как и по всей стране, новая социальная прослойка -
безработные. Есть и скрытая безработица. Несмотря на все социальные перемены, эвенки
хорошо помнят свою родословную. В Иенгре проживают семьи, относящиеся к древним
родам: Бэллэт, Нюрмаганы, Сологон, Пуягир, Гуты, Донгой, Дэнгмэ, Бухачары, Кэптукэ,
Лонгорки, Баттаки, Эмис. В связи с созданием родовых общин в определённой степени
возрождается в новых условиях и родовая структура эвенков.
Хотя экологическая и политическая ситуация в стране усугубила положение в селе,
иенгринцы не падают духом. Они создали и обустраивают родовые общины, ищут пути не
только возрождение традиционного в хозяйственном укладе, культуре, но и способов,
форм его наиболее целесообразного сочетания с модернизированными реалиями
современного мира. Эвенки Иенгры, сохраняя свою этничность, открыты для взаимного
обогащения культурными ценностями со всеми другими народами. Их экологический
уклад жизни может внести в формирования более гармоничных отношений между
человеком и природой в замене «силового» природопользования, культурно-
экологическим освоением окружающей среды. В условия истощения месторождений
полезных ископаемых, существовавшее тысячелетиями, эвенкийское хозяйство является
примером для подражания в смысле сосуществования, коэволюции с природой.
Эвенки издавна осознавали себя частью природы. Окружающий мир, вещи,
предметы наделяли душой. Анимистические представления в миропонимании эвенков
породили шаманизм как форму религии. Шаманисты верят в существование духов. По
эвенкийским представлениям, шаманы (саман – возбуждённый, иступлённый человек)
является земным посредником духов. Общее название таких духов – сэвэн. Шаманы