8
пользовались и пользуются огромным авторитетом и почетом. Они знатоки и хранители
тайн народного целительства, культовых обрядов, благословений, образного языка,
секретов психического воздействия на людей.
Фольклор, вся этнопедагогика, начиная с детских игр, направлена на ненавязчивые
формирования в процессе приучения к труду таких качеств у подростков, как трудолюбие,
физическая выносливость, честность, верность слову, скромность, взаимопомощь и
товарищество.
В возрождении духовных ценностей и культурных традиций народа неоценимую
роль играет средняя школа-интернат им. Г.М. Василевич, современный корпус которой
введён в строй в 2002 г. также возведено здание Культурного центра. Визитной карточкой
села давно стали Школа искусств, фольклорный ансамбль «ЮКТЭ».
Большую научно-методическую и практическую помощь школе, учителям,
энтузиастам оказывают лаборатория эвенкийского языка и культуры, республиканская
экспериментальная школа «Арктика», открытые в г. Нерюнгри. Тяга эвенков к
возрождению традиций, культуры, педагогики велика. Отрадно то, что это стремление
находит поддержку у администрации г. Нерюнгри, предприятий, учреждений и
общественности города.
П.С. Максимов,
канд. филос. наук, доц.,
чл. Союза писателей России
II. Общие работыоб эвенках
1.
Александров Н. А. Где на Руси какой народ живет и чем промышляет. Сибирская
тайга. Тунгусы. – М., 1900. – 32 с.
Небольшая брошюра, собственность книжного магазина А. Я. Палафидина, в доступной форме
знакомит русского читателя с племенем инородцев – тунгусов, которое, по словам автора, исчезает год от
года, в итоге совершенно обрусев
.
2.
Борисов М. Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра: Моногр. –
Рыбинск, 1995. – 155 с.
Приводится социологическое обобщение изменений бы та малочисленных этносов Севера России в
XX в. и предпринимается попытка рассмотрения их будущего, в т. ч. эвенков.
3.
Борисов М. Н., Мигалкин А. В. Социокультурное развитие коренных народов
Республики Саха. Кн. 1. Историко-этнологические очерки. – Рыбинск, 1997. – 102 с.
В монографии рассматривается сущность социокультурного развития коренных народов, их
взаимосвязи друг с другом. Часть материала посвящена оленеводческой культуре эвенков.