57
дущих традиционный образ жизни // Пути эффективного использования экономического и
промышленного потенциального южно-якутского региона в XXI веке. Т. II: Сб. науч. тру-
дов по материалам Республиканской научно-практической конференции. Нерюнгри, 2000.
С. 159-167.
2.
Экологические аспекты разработки угольных месторождений Южной Якутии / В.В.
Иванов [и др.] // Материалы II республиканской научно-практической конференции, г.
Нерюнгри, 19-21 октября 2005 г. Якутск, 2005. С. 255-260.
Новичихина, Е. В. Экологические проблемы и их решения, связанные с горнодобыва-
ющей деятельностью в г. Нерюнгри / Е. В. Новичихина, В. В. Мишина // История, про-
блемы и перспективы развития Южной Якутии: Материалы всероссийской научно-
практической конференции, посвященной 35-летию города Нерюнгри. – Нерюнгри :
Изд-во Техн. ин-та, 2010. – С. 134-137.
Павлюк Ю.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни...
Охранять природу - значит охранять родину.
М. Пришвин
Охранять природу - значит охранять родину
В настоящее время в литературе встречается целый ряд определений понятия «охрана
природы». Несмотря на то, что природоохранительная деятельность имеет глубокие истори-
ческие корни, сам термин «охрана природы» стали употреблять лишь в начале XX века. Так,
в первом определении (1913г.) это понятие разъясняли как «общее стремление к сохранению
памятников природы и уходу за ними». Постепенно объем понятия расширялся. Современ-
ные научные данные позволяют использовать в школьном образовании следующее опреде-
ление: охрана природы - это система научных знаний и практических мероприятий по раци-
ональному использованию природных ресурсов, защите природной среды от загрязнения и
сохранению отдельных природных объектов и комплексов от разрушения».
В настоящее время особенно важной является задача не столько предъявлять сумму зна-
ний о природных явлениях каждому гражданину, сколько формировать и развивать правиль-
ное природоохранительное мировоззрение человека. Интерес к природе, бережное отноше-
ние к ней могут успешно развиваться только при умении подростка или человека наблюдать,
замечать, останавливать взгляд и мысль на окружающих природных явлениях. Живое вос-
приятие интересное природы, наблюдение, простейший эксперимент - это путь познания
всего, что окружает нас.
Познавать окружающее можно по-разному. Однако наиболее верный способ - это актив-
ная деятельность,грамотно организованная специалистами. Примером работы может слу-
жить совместная программа мероприятий Нерюнгринской охраны природы и городского
экологического штаба ЦРТДиЮ. С ребятами-штабистами мы познакомились еще в августе
2009 года на VII Международном семинаре по проекту Северного форума «Управление по-
пуляциями бурых медведей». Сразу было заметно, что это увлеченные своим делом, моло-
дые люди. Тогда-то и возникла идея создания совместного плана действий, направленного на
привлечение молодого поколения нерюнгринцев к вопросам охраны природы.
И вот долгожданный выезд в зону особо охраняемой территории - ресурсный резерват
«Хатыминский». Мобильный отряд, в состав которого вошли ребята двух экологических
объединений - «Юный исследователь» ЦРТДиЮ (руководитель Проценко В.Н.) и экологи-
ческий штаб СОШ №1 (руководитель Чернышев Р.Г.) - благополучно доехав на поезде до
разъезда Хатыми, двигался в сторону Белого озера, в сопровождении Ю. В. Павлюка - гос-
инспектора инспекции охраны природы. Там, на кордоне, нас уже ждал егерь Н. Н. Смол-