

65
10. Железнодорожное строительство
Комплексное развитие Южной Якутии. Что имеем сегодня : [о планах строительства объ-
ектов железнодорожной инфраструктуры]. – Режим доступа:
http://www.1sn.ru /35218.html.–
26.09.2009.
В рамках реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" будут построе-
ны железнодорожные пути ко всем объектам. Речь идет о железнодорожных «ветках»
Томмот – Элькон-
ский ГОК
(53 километра),
разъезд Косаревский – Селигдарский ГХК
(13 километров),
станция Таежная
– Таежный ГОК
(4 километра),
станция Чульбасс – Инаглинский угольный комплекс
(11 километров)
и
станция Хани – Тараннахский ГОК
(189 километров).
Плановое финансирование на 2009 год составляет
420,3 миллиона
рублей. Уже нынешним летом оно
было осуществлено в полном объеме.
Техническое задание по железным дорогам было своевременно согласовано. В начале августа 2009 года
Росжелдор объявил о начале конкурса по разработке проектной документации объектов железнодорожной
инфраструктуры. В сентябре были рассмотрены заявки конкурсантов. 21 сентября определился победитель
конкурса на право заключения этого госконтракта. Им стал «Омсктранспроект». Цена госконтракта соста-
вит 1 197 434 709 рублей.
Сегодня начинаются проектные работы по строительству объектов железнодорожной инфраструк-
туры инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".
Якутский мегапроект на финише. – Режим доступа
: https://sdelanounas.ru/blogs /39166/.–
21.08.2013.
В Якутии скоро будет запущен в постоянную эксплуатацию последний участок Амуро-Якутской маги-
страли (АЯМ). Генеральным подрядчиком строительства 800-километровой железной дороги, которая свя-
зала республику с БАМом и Транссибом, является ЗАО «Инжтрансстрой», входящее в строительный хол-
динг «Трансстрой». В настоящее время строители готовят трассу к сдаче заказчику. До полного ввода ма-
гистрали остается несколько месяцев – работы предполагается завершить к концу 2013 года.
Долгая дорога на Север
Участок Томмот – Нижний Бестях протяженностью 436 км – это последняя очередь Амуро-Якутской
магистрали, которая стала самым крупным и сложным проектом в области железнодорожного строитель-
ства в России за последние 30 лет. По масштабности он может сравниться разве что с Байкало-Амурской
магистралью, поэтому неудивительно, что АЯМ еще называют «малым БАМом».
История Амуро-Якутской магистрали берет свое начало в далеком 1975-м. Первые километры были
проложены для освоения Нерюнгринского угольного разреза. А в 1985-м постановлением Совета мини-
стров было принято решение о продолжении строительства железной дороги до столицы Якутии. Предпо-
лагалось, что она придет в Якутск уже в 1994 году, но экономические и политические потрясения в стране
разрушили эти планы. Проект активизировался в 1996-м. Нашли средства и возможности. «Трансстрой»
развернул свои производственные подразделения на трассе будущей железной дороги.
Через долгие 8 лет с перебоями в финансировании и многочисленными остановками работ дорога до-
бралась до станции Томмот, были уложены 376 км рельсов. На этом участке строители возвели 159 мостов,
проложили 187 водопропускных труб, построили станцию Алдан. Участок Беркакит – Томмот был введен
во временную эксплуатацию в 2004-м, тогда же открылось пассажирское сообщение.
В 2005 году проект получил продолжение – новый титул «Беркакит – Томмот – Якутск» и новый кон-
тракт, который позволил «Трансстрою» построить еще 368 км железнодорожного пути. Дорога до Якутска
вошла в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», участниками инвестицион-
ного договора по проекту стали Росжелдор, Республика Саха (Якутия) и ОАО «РЖД». Всего за три года
было возведено 85 мостов длиной до 100 м и 2 больших моста через реки Алдан и Амгу, построено 263 ис-
кусственных сооружения, а также 8 станций и разъездов.
В 2008-м «Трансстрой» приступил к заключительному этапу строительства – проекту пускового ком-
плекса Томмот – Нижний Бестях, который сегодня вышел на завершающую стадию. Согласно планам в
конце текущего года по новой линии протяженностью 436 км должны пойти поезда.
Главное
– не останавливаться
Весь этот гигантский комплекс работ, включая строительство притрассовой дороги, сооружение стан-
ций, технических зданий, разъездов и объектов электроснабжения, начиная с 1996 года выполнял «Транс-
строй». Взяв на себя ответственность за реализацию проекта, компания сделала все, чтобы работы не оста-