

193
чаще использовался русский, оттесняя все другие национальные северные языки.
Производственное обучение учащихся в укрупненных школах было ориентировано на
массовые профессии близлежащих предприятий, а приобретению навыков таких
профессий, как оленевод, рыбак, зверобой, охотник, уделялось второстепенное внимание.
И, таким образом, продолжало расти отчуждение детей от исконных промыслов отцов, их
древней культуры.
Основной базой подготовки педагогов с высшим образованием для национальных
северных районов Дальнего Востока в послевоенные годы являлись Ленинградский
университет (северное отделение восточного факультета), Ленинградский пединститут
им. А. И. Герцена (отделение народов Севера), Хабаровский пединститут. Учителей
начальных классов готовили Анадырское и Николаевское-на-Амуре педагогические
училища. Подготовка национальных кадров, как и культурная жизнь в районах
проживания народов Севера, во многом зависела от обеспечения учащихся учебниками,
педагогов – методической литературой, а всего населения – доступными книгами на
родных языках. В послевоенные годы издательства возобновили выпуск учебников и
учебно-методической литературы для северных школ, книг для внеклассного чтения,
словарей, художественных произведений. Значительный объем выпускавшейся
литературы для северных регионов страны приходился на долю Ленинградского
отделения Учпедгиза, которое было призвано наряду с учебниками для русской средней
школы, педвузов и т.д. выпускать их и для школ национальных меньшинств народов
Крайнего Севера. Шел поиск методических, стилистических, словообразовательных
принципов создания современных литературных языков на основе наречий и диалектов,
обслуживающих первобытные родовые общины и имевших соответствующий уровень
развития. Создание литературных языков позволило писателям Севера выйти в своем
творчестве из материнской колыбели родного фольклора и освоить новые для них жанры.
Внося существенный вклад в просвещение коренного населения Севера, школьное
обучение, науку, российская интеллигенция облегчала постижение грамоты аборигенами,
приобщала их к высотам мировой культуры. Бескорыстная поддержка русских
просветителей помогала людям преодолеть пренебрежение административно-командной
системы к их вековым традициям, облегчала тяжелые условия северного быта. «К началу
XX века около девяноста народов России не имели своей письменности и
функционировали в устной форме. Общий уровень грамотности в стране не превышал
тогда 29 процентов. В конце 20-х начале 30-х годов большой отряд ученых- лингвистов в
содружестве с национальной интеллигенцией проделали огромную работу. За короткий
период была создана письменность для 52 языков. Это была подлинная культурная
революция, пробудившая интерес к знаниям». (Марфусалова В. П., зав. лабораторией
эвенкийского языка и культуры г. Нерюнгри).
194.
Рудакова, Наталья. Ярмарка учебных мест / Н. Рудакова // Индустрия Севера.
– 2007. – 10 апр.
В последний день марта в Нерюнгри состоялась традиционная ежегодная ярмарка
учебных мест. В ней приняли участие 4 высших учебных заведения и 8 средне-
специальных. Это вузы, техникумы, колледжи и училища, в которых можно получить
образование, не выезжая из нашего города.
Это НТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ, Дальневосточный государственный университет
путей сообщения, Новосибирский технический университет, Северо-Восточный
гуманитарный институт, Нерюнгринский политехнический колледж и Нерюнгринский
гуманитарный колледж, филиал Иркутского торгово-экономического коллежа,
Нерюнгринское медицинское училище, Алданский политехнический колледж, колледж
Московского университета экономики, статистики и информатики, Благовещенский