Previous Page  194 / 212 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 194 / 212 Next Page
Page Background

193

чаще использовался русский, оттесняя все другие национальные северные языки.

Производственное обучение учащихся в укрупненных школах было ориентировано на

массовые профессии близлежащих предприятий, а приобретению навыков таких

профессий, как оленевод, рыбак, зверобой, охотник, уделялось второстепенное внимание.

И, таким образом, продолжало расти отчуждение детей от исконных промыслов отцов, их

древней культуры.

Основной базой подготовки педагогов с высшим образованием для национальных

северных районов Дальнего Востока в послевоенные годы являлись Ленинградский

университет (северное отделение восточного факультета), Ленинградский пединститут

им. А. И. Герцена (отделение народов Севера), Хабаровский пединститут. Учителей

начальных классов готовили Анадырское и Николаевское-на-Амуре педагогические

училища. Подготовка национальных кадров, как и культурная жизнь в районах

проживания народов Севера, во многом зависела от обеспечения учащихся учебниками,

педагогов – методической литературой, а всего населения – доступными книгами на

родных языках. В послевоенные годы издательства возобновили выпуск учебников и

учебно-методической литературы для северных школ, книг для внеклассного чтения,

словарей, художественных произведений. Значительный объем выпускавшейся

литературы для северных регионов страны приходился на долю Ленинградского

отделения Учпедгиза, которое было призвано наряду с учебниками для русской средней

школы, педвузов и т.д. выпускать их и для школ национальных меньшинств народов

Крайнего Севера. Шел поиск методических, стилистических, словообразовательных

принципов создания современных литературных языков на основе наречий и диалектов,

обслуживающих первобытные родовые общины и имевших соответствующий уровень

развития. Создание литературных языков позволило писателям Севера выйти в своем

творчестве из материнской колыбели родного фольклора и освоить новые для них жанры.

Внося существенный вклад в просвещение коренного населения Севера, школьное

обучение, науку, российская интеллигенция облегчала постижение грамоты аборигенами,

приобщала их к высотам мировой культуры. Бескорыстная поддержка русских

просветителей помогала людям преодолеть пренебрежение административно-командной

системы к их вековым традициям, облегчала тяжелые условия северного быта. «К началу

XX века около девяноста народов России не имели своей письменности и

функционировали в устной форме. Общий уровень грамотности в стране не превышал

тогда 29 процентов. В конце 20-х начале 30-х годов большой отряд ученых- лингвистов в

содружестве с национальной интеллигенцией проделали огромную работу. За короткий

период была создана письменность для 52 языков. Это была подлинная культурная

революция, пробудившая интерес к знаниям». (Марфусалова В. П., зав. лабораторией

эвенкийского языка и культуры г. Нерюнгри).

194.

Рудакова, Наталья. Ярмарка учебных мест / Н. Рудакова // Индустрия Севера.

– 2007. – 10 апр.

В последний день марта в Нерюнгри состоялась традиционная ежегодная ярмарка

учебных мест. В ней приняли участие 4 высших учебных заведения и 8 средне-

специальных. Это вузы, техникумы, колледжи и училища, в которых можно получить

образование, не выезжая из нашего города.

Это НТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ, Дальневосточный государственный университет

путей сообщения, Новосибирский технический университет, Северо-Восточный

гуманитарный институт, Нерюнгринский политехнический колледж и Нерюнгринский

гуманитарный колледж, филиал Иркутского торгово-экономического коллежа,

Нерюнгринское медицинское училище, Алданский политехнический колледж, колледж

Московского университета экономики, статистики и информатики, Благовещенский