Previous Page  2 / 4 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 4 Next Page
Page Background

2

ВЕСТНИК

ЯКУТУГЛЯ

ИЮНЬ,

2019

наш

«�ечел»

«Хочу

участвовать

в развитии Эльги»

Алексей Корягин работает води-

телем БелАЗа на Эльге. На его гла-

зах строился разрез, возводились но-

вые социальные и производственные

объекты. И по словам Алексея, у него

большое желание увидеть, как будет

развиваться угольный комплекс.

В Нерюнгри Алексей приехал вме-

сте со своей семьёй из Нижегородской

области: отца, тоже водителя БелАЗа,

пригласили сюда на работу. Собствен-

но, в профессию пришёл вслед за ним.

Права получил ещё до армии, на служ-

бе тоже был водителем.

— После демобилизации начал

трудоустраиваться, — говорит Алек-

сей. — Разослал резюме. Опыт на тот

момент был невелик, поэтому предло-

жений, можно сказать, не было. Позво-

нили из «Металлургшахтспецстроя» и

предложили поехать вахтой на Эльгу.

Отправился, особо не раздумывая, и

ни разу не пожалел о своём решении.

В январе 2010-го Алексей приехал

на Эльгу. Начинал работать на автомо-

биле SCANIA — строил дорогу к посёл-

ку, а когда запустили разрез, перешёл

на транспортировку вскрышных пород.

— Привык к Эльге. Всё нравится:

и профессия, и условия, и зарплата, и

график. И брат мой здесь трудится, —

продолжает Алексей Корягин. — Пер-

вый взрыв на разрезе был при мне,

вижу, как меняется посёлок, усло-

вия бытовые: то, что было здесь, до-

пустим, пять лет назад и сейчас — это

ж небо и земля! Стало гораздо лучше:

общежития новые построили, банно-

прачечный комплекс. Конечно, есть

сложности, но в целом — работа в удо-

вольствие. За смену одна машина пе-

ревозит вскрыши от 770 до 1000 кубо-

метров. Идём друг за другом. Вроде

как в масштабах карьера и немного ве-

зёшь, а вокруг если посмотреть — вон

уже сколько перевезли за эти годы!

Вместе. Результат-то впечатляет. Это

и держит здесь, наверное. Добытый

нами высококачественный эльгинский

уголь отсюда только начинает свой

большой путь. Из него получат кокс,

он в свою очередь отправится к метал-

лургам. Выплавят сталь, из неё изгото-

вят металлопродукцию. А продукция

«Мечела» известна не только в России,

но и за её пределами. Энергетический

уголь даст людям свет и тепло. Да, уго-

лёк непросто достаётся, но это дело,

нужное людям. Осознание этого греет

душу. И огромным БелАЗом мне очень

нравится управлять. Есть у меня ещё

и специальность механика, но дорога

технологическая пока влечёт больше.

Супруга моя тоже сотрудник «Эльгау-

гля» — инженер по охране труда. Она

сейчас находится в отпуске по уходу

за ребёнком. Конечно, не хватает им

меня дома. Но я пока ничего не хочу

менять: начал здесь с первого взрыва,

хочу и дальше участвовать в развитии

Эльги.

время

молодых

Алексей Корягин

водитель

(Начало на стр. 1)

Что мы сделали в этом направ-

лении? Глубоко проработали и

обновили нашу стратегию по каж-

дому предприятию: куда мы мог-

ли бы двигаться, если бы у нас

были деньги. Это интересные, хо-

рошие планы, которые как раз ра-

ботают на перспективу каждого

предприятия и компании в целом.

Это очень объёмный, толстый до-

кумент, в котором по каждому ак-

тиву внутри каждого предприятия

расписано: текущий статус; пер-

спективы развития; что надо сде-

лать; сколько надо времени, де-

нег, других ресурсов и так далее.

Этот документ лежит у меня на

краю стола, и мы по нему на се-

годняшний день идём очень ма-

ленькими шагами.

— Как компания будет умень-

шать кредиторскую задолжен-

ность? Не за горами 2020 год,

когда должна начаться выплата

тела кредита. Хватит ли денеж-

ного потока, или предстоит оче-

редной этап реструктуризации?

— Напомню, когда мы начина-

ли процедуру реструктуризации,

долг был 487 миллиардов руб. —

сейчас 423 миллиарда. Мы смог-

ли частично погасить тело дол-

га. В этот промежуток времени

мы в полном объёме выполняли

все наши финансовые обязатель-

ства и выплатили банкам-креди-

торам 208 миллиардов рублей.

В пересчёте на ежемесячные пла-

тежи это сумасшедшая сумма —

5,8 миллиарда в месяц. При этом

примерно половина — это пога-

шение тела долга. За три года мы

погасили 110 миллиардов рублей.

Основная причина того, что, не-

смотря на большие выплаты, сум-

ма долга по-прежнему остаётся

весьма внушительной, — это ко-

лебания курса доллара, посколь-

ку у «Мечела» часть финансовых

обязательств номинирована в

долларах и евро, в пересчёте на

рубли они увеличились. Если бы

курс доллара оставался на отмет-

ке 30 или чуть выше, мы бы уже

на треть сократили наш кредит-

ный портфель. И соотношение

чистого долга к EBITDA было бы

другое. Для нас рост курса не тра-

гедия, потому что есть валютная

выручка, и цены на уголь держат-

ся примерно на одном уровне, то

есть что раньше надо было про-

дать условно 100 тонн угля, что

сейчас.

Безусловно, сокращение дол-

га было нашей основной целью

последние три года. И это отра­

зилось на наших предприятиях.

Но без решения этой задачи мы

не сможем работать завтра. Мы

можем всю жизнь работать на

проценты либо снижать долг, за-

тянув пояс. Мы выбрали второе.

Перед мелкими банками мы уже

погасили всю задолженность, на-

чали понемногу гасить задолжен-

ность перед крупными банками.

Полностьюисполняем свои обяза-

тельства по обслуживанию обли-

гаций, исправно платим по лизин-

говым обязательствам. Конечно,

мы понимаем, что нам предстоит

очередная реструктуризация.

— Ещё один насущный во-

прос — восстановление объ-

ёмов производства в горнодо-

бывающем сегменте бизнеса.

В 2018 году все силы были бро-

шены, прежде всего, на вскрыш-

ные работы. В 2019 году удастся

переломить негативную тенден-

цию, добыча пойдёт в рост?

— Действительно, долгое вре-

мя ситуация в горнодобываю-

щем дивизионе шла на спад. Пе-

реломить её сложно. Ситуация

выправляется, но постепенно.

Как мы медленно падали в объ-

ёмах, так и вынуждены подни-

маться. Резко вверх не получит-

ся. В 2018 году мы сделали много.

Практически в два раза на Коршу-

новском ГОКе увеличили объёмы

добычи. Работа проведена огром-

ная: мы восстанавливали техни-

ку и покупали новую, заключили

договоры с подрядчиками, выш-

ли на плановые показатели по

вскрыше и добыче. Есть, конечно,

нюансы. Выправление ситуации

по горной технике так, как хоте-

лось бы нам, пока не получается.

Здесь и субъективные, и объек-

тивные причины. Например, одну

технику отремонтировали, вло-

жили деньги в ремонт экскавато-

ров и надеемся завтра выдавать

объём в два раза больше, но сло-

мался другой экскаватор. И так

далее. Мы будем покупать новую

технику и дальше. Мы это дела-

ли в 2017 – 2018 годах, планируем

продолжать и в 2019 году.

В металлургии проще: купил

сырьё — завтра уже выплавил

продукцию. Горнодобывающему

же дивизиону надо придавать но-

вый импульс — и для этого вкла-

дывать деньги. Именно эта зада-

ча — номер один для меня, как

генерального директора.

— На Эльге за 10 лет её ос-

воения добыли 15 миллионов

тонн угля. Что дальше? Вы ра-

нее говорили о необходимости

строительства дополнительных

обогатительных мощностей и

увеличении пропускной способ-

ности ветки Улак-Эльга.

— Мы несколько пересмотре-

ли стратегию развития Эльги. Мы

предполагали, что получим кре-

дит ВЭБа и в достаточно короткие

сроки сможем обеспечить рост

объёма добычи до 10 – 12 мил-

лионов тонн угля в год. Наши про-

блемы с реструктуризацией дол-

га повлияли на ситуацию, и мы

не смогли воспользоваться вэбов-

скими деньгами, поскольку банк

заморозил проектное финанси-

рование. В этой ситуации мы вы-

нуждены были отказаться от се-

мимильных шагов и действовать

точечно, оптимизировать произ-

водство и управление проектом.

Между тем Эльга — это тот про-

ект, куда мы максимально вкла-

дывали деньги в последние годы.

Объёмы добычи там увеличива-

ются. Сейчас у нас два варианта

развития событий. Первый: мы

находим деньги на то, чтобы по-

строить большую обогатительную

фабрику, увеличить пропускную

способность железной дороги

и дополнительно закупить гор-

ную технику. Второй вариант: мы

идём маленькими шагами, с то-

чечным финансированием.

Именно вторым путём мы

пока и идём. В этом году мы до-

полним парк горной техникой, ко-

торая будет работать уже на элек-

тричестве. У дизельной техники

меньшая производительность и

эффективность работы, но выше

затраты. Параллельно мы дора-

батывали проект железной доро-

ги для увеличения её пропускной

способности. Закрывали вопро-

сы, которые оставались после

большой стройки. Такой подход

позволил нам при не очень боль-

ших вложениях увеличить про-

пускную способность. Сегодня

она превышает наши возможно-

сти по фактической добыче, там

есть резерв.

— Поделитесь стратегически-

ми планами по развитию метал-

лургического дивизиона.

— Мы прежде всего работаем

над повышением качества теку-

щей операционной деятельности

металлургического

дивизиона.

Мы запустили крупный проект на

БМК по производству многопряд-

ных канатов в полимере. Сей-

час обсуждаем ещё один проект

большой реконструкции метиз-

ного производства. Хотим серьёз-

но обновить оборудование, запу-

стить новую линейку продукции.

Что касается ЧМК, то основная за-

дача — дальнейшее расширение

сортамента и выход на проектную

мощность универсального рель-

собалочного стана. В этом году ос-

воим 10 – 11 профилеразмеров,

в 2020 — ещё примерно столько

же. Мы также ставим перед со-

бой задачу увеличить продажи

балки в Европе, в странах СНГ и,

безусловно, на внутреннем рын-

ке за счёт расширения сортамен-

та продукции.

Наши заводы славятся тем, что

могут делать качественный про-

кат — я говорю о спецстали. Это и

«Ижсталь», и челябинский фили-

ал «Уральской кузницы», и ЧМК.

За последние годы мы частично

утратили свои позиции в этом сег-

менте из-за финансовых сложно-

стей. Технологический цикл при

производстве спецсталей требует

дорогого сырья, а на изготовление

продукта может потребоваться до

6 месяцев. Весь последний год мы

занимаемся тем, что возвращаем

позиции в этом сегменте, возвра-

щаем доверие клиентов. Удалось

восстановить объёмы по произ-

водству нержавейки. Когда-то не-

ржавеющий лист ассоциировал-

ся только с «Мечелом», это была

наша ниша. Сегодня мы плано-

мерно увеличиваем объём про-

изводства. Аналогичная ситуация

на «Ижстали» и на БМК. Они тоже

делают определённые виды не-

ржавеющего проката.

Мы создали отдельное под-

разделение в структуре Управля-

ющей компании «Мечел-Сталь»,

через которое проходят все за-

казы по принципу одного окна.

Я лично уделяю данному вопро-

су время. Рентабельность за год

увеличилась в несколько раз.

Это очень интересный сегмент,

и мы всегда на нём специализи-

ровались: оборонка, авиастрое-

ние, космос. У нас есть и специа-

листы, и технологии. При прочих

равных поставщики отдают при-

оритет нам. В чём наша уникаль-

ность здесь? Все делают огра-

ниченную номенклатуру, а мы

можем изготавливать практиче-

ски весь спектр продукции. На се-

годня мы обеспечены заказами в

этом сегменте на полгода вперёд.

Все заказы мы добросовестно ис-

полняем. Обороты растут. Стра-

тегическая задача — вернуться

к объёмам, которые мы делали

пять-семь лет назад.

— Держите ли Вы туз за пазу-

хой: какие ещё проекты для ком-

пании могут стать точками роста

эффективности?

— Как я сказал, за пазухой у

нас целый большой талмуд по

развитию всех предприятий. Я его

для себя называю «Что бы было,

если бы у меня были деньги». Мы

детально расписали план меро-

приятий абсолютно по всем пред-

приятиям: где мы находимся,

наши ниши, выводы, что можно

сделать, сколько надо денег и так

далее. Вопрос финансирования.

Из интересного здесь, напри-

мер, мы считаем, что нам нуж-

но уходить в расширение порто-

«ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАКОНЧАТСЯ.

ПО-ДРУГОМУ ПРОСТО

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!»

«…Горнодобывающему же дивизиону надо придавать новый импульс —

и для этого вкладывать деньги. Именно эта задача — номер один для меня,

как генерального директора»