2
ВЕСТНИК
ЯКУТУГЛЯ
ИЮНЬ,
2019
наш
«�ечел»
«Хочу
участвовать
в развитии Эльги»
Алексей Корягин работает води-
телем БелАЗа на Эльге. На его гла-
зах строился разрез, возводились но-
вые социальные и производственные
объекты. И по словам Алексея, у него
большое желание увидеть, как будет
развиваться угольный комплекс.
В Нерюнгри Алексей приехал вме-
сте со своей семьёй из Нижегородской
области: отца, тоже водителя БелАЗа,
пригласили сюда на работу. Собствен-
но, в профессию пришёл вслед за ним.
Права получил ещё до армии, на служ-
бе тоже был водителем.
— После демобилизации начал
трудоустраиваться, — говорит Алек-
сей. — Разослал резюме. Опыт на тот
момент был невелик, поэтому предло-
жений, можно сказать, не было. Позво-
нили из «Металлургшахтспецстроя» и
предложили поехать вахтой на Эльгу.
Отправился, особо не раздумывая, и
ни разу не пожалел о своём решении.
В январе 2010-го Алексей приехал
на Эльгу. Начинал работать на автомо-
биле SCANIA — строил дорогу к посёл-
ку, а когда запустили разрез, перешёл
на транспортировку вскрышных пород.
— Привык к Эльге. Всё нравится:
и профессия, и условия, и зарплата, и
график. И брат мой здесь трудится, —
продолжает Алексей Корягин. — Пер-
вый взрыв на разрезе был при мне,
вижу, как меняется посёлок, усло-
вия бытовые: то, что было здесь, до-
пустим, пять лет назад и сейчас — это
ж небо и земля! Стало гораздо лучше:
общежития новые построили, банно-
прачечный комплекс. Конечно, есть
сложности, но в целом — работа в удо-
вольствие. За смену одна машина пе-
ревозит вскрыши от 770 до 1000 кубо-
метров. Идём друг за другом. Вроде
как в масштабах карьера и немного ве-
зёшь, а вокруг если посмотреть — вон
уже сколько перевезли за эти годы!
Вместе. Результат-то впечатляет. Это
и держит здесь, наверное. Добытый
нами высококачественный эльгинский
уголь отсюда только начинает свой
большой путь. Из него получат кокс,
он в свою очередь отправится к метал-
лургам. Выплавят сталь, из неё изгото-
вят металлопродукцию. А продукция
«Мечела» известна не только в России,
но и за её пределами. Энергетический
уголь даст людям свет и тепло. Да, уго-
лёк непросто достаётся, но это дело,
нужное людям. Осознание этого греет
душу. И огромным БелАЗом мне очень
нравится управлять. Есть у меня ещё
и специальность механика, но дорога
технологическая пока влечёт больше.
Супруга моя тоже сотрудник «Эльгау-
гля» — инженер по охране труда. Она
сейчас находится в отпуске по уходу
за ребёнком. Конечно, не хватает им
меня дома. Но я пока ничего не хочу
менять: начал здесь с первого взрыва,
хочу и дальше участвовать в развитии
Эльги.
время
молодых
Алексей Корягин
водитель
(Начало на стр. 1)
Что мы сделали в этом направ-
лении? Глубоко проработали и
обновили нашу стратегию по каж-
дому предприятию: куда мы мог-
ли бы двигаться, если бы у нас
были деньги. Это интересные, хо-
рошие планы, которые как раз ра-
ботают на перспективу каждого
предприятия и компании в целом.
Это очень объёмный, толстый до-
кумент, в котором по каждому ак-
тиву внутри каждого предприятия
расписано: текущий статус; пер-
спективы развития; что надо сде-
лать; сколько надо времени, де-
нег, других ресурсов и так далее.
Этот документ лежит у меня на
краю стола, и мы по нему на се-
годняшний день идём очень ма-
ленькими шагами.
— Как компания будет умень-
шать кредиторскую задолжен-
ность? Не за горами 2020 год,
когда должна начаться выплата
тела кредита. Хватит ли денеж-
ного потока, или предстоит оче-
редной этап реструктуризации?
— Напомню, когда мы начина-
ли процедуру реструктуризации,
долг был 487 миллиардов руб. —
сейчас 423 миллиарда. Мы смог-
ли частично погасить тело дол-
га. В этот промежуток времени
мы в полном объёме выполняли
все наши финансовые обязатель-
ства и выплатили банкам-креди-
торам 208 миллиардов рублей.
В пересчёте на ежемесячные пла-
тежи это сумасшедшая сумма —
5,8 миллиарда в месяц. При этом
примерно половина — это пога-
шение тела долга. За три года мы
погасили 110 миллиардов рублей.
Основная причина того, что, не-
смотря на большие выплаты, сум-
ма долга по-прежнему остаётся
весьма внушительной, — это ко-
лебания курса доллара, посколь-
ку у «Мечела» часть финансовых
обязательств номинирована в
долларах и евро, в пересчёте на
рубли они увеличились. Если бы
курс доллара оставался на отмет-
ке 30 или чуть выше, мы бы уже
на треть сократили наш кредит-
ный портфель. И соотношение
чистого долга к EBITDA было бы
другое. Для нас рост курса не тра-
гедия, потому что есть валютная
выручка, и цены на уголь держат-
ся примерно на одном уровне, то
есть что раньше надо было про-
дать условно 100 тонн угля, что
сейчас.
Безусловно, сокращение дол-
га было нашей основной целью
последние три года. И это отра
зилось на наших предприятиях.
Но без решения этой задачи мы
не сможем работать завтра. Мы
можем всю жизнь работать на
проценты либо снижать долг, за-
тянув пояс. Мы выбрали второе.
Перед мелкими банками мы уже
погасили всю задолженность, на-
чали понемногу гасить задолжен-
ность перед крупными банками.
Полностьюисполняем свои обяза-
тельства по обслуживанию обли-
гаций, исправно платим по лизин-
говым обязательствам. Конечно,
мы понимаем, что нам предстоит
очередная реструктуризация.
— Ещё один насущный во-
прос — восстановление объ-
ёмов производства в горнодо-
бывающем сегменте бизнеса.
В 2018 году все силы были бро-
шены, прежде всего, на вскрыш-
ные работы. В 2019 году удастся
переломить негативную тенден-
цию, добыча пойдёт в рост?
— Действительно, долгое вре-
мя ситуация в горнодобываю-
щем дивизионе шла на спад. Пе-
реломить её сложно. Ситуация
выправляется, но постепенно.
Как мы медленно падали в объ-
ёмах, так и вынуждены подни-
маться. Резко вверх не получит-
ся. В 2018 году мы сделали много.
Практически в два раза на Коршу-
новском ГОКе увеличили объёмы
добычи. Работа проведена огром-
ная: мы восстанавливали техни-
ку и покупали новую, заключили
договоры с подрядчиками, выш-
ли на плановые показатели по
вскрыше и добыче. Есть, конечно,
нюансы. Выправление ситуации
по горной технике так, как хоте-
лось бы нам, пока не получается.
Здесь и субъективные, и объек-
тивные причины. Например, одну
технику отремонтировали, вло-
жили деньги в ремонт экскавато-
ров и надеемся завтра выдавать
объём в два раза больше, но сло-
мался другой экскаватор. И так
далее. Мы будем покупать новую
технику и дальше. Мы это дела-
ли в 2017 – 2018 годах, планируем
продолжать и в 2019 году.
В металлургии проще: купил
сырьё — завтра уже выплавил
продукцию. Горнодобывающему
же дивизиону надо придавать но-
вый импульс — и для этого вкла-
дывать деньги. Именно эта зада-
ча — номер один для меня, как
генерального директора.
— На Эльге за 10 лет её ос-
воения добыли 15 миллионов
тонн угля. Что дальше? Вы ра-
нее говорили о необходимости
строительства дополнительных
обогатительных мощностей и
увеличении пропускной способ-
ности ветки Улак-Эльга.
— Мы несколько пересмотре-
ли стратегию развития Эльги. Мы
предполагали, что получим кре-
дит ВЭБа и в достаточно короткие
сроки сможем обеспечить рост
объёма добычи до 10 – 12 мил-
лионов тонн угля в год. Наши про-
блемы с реструктуризацией дол-
га повлияли на ситуацию, и мы
не смогли воспользоваться вэбов-
скими деньгами, поскольку банк
заморозил проектное финанси-
рование. В этой ситуации мы вы-
нуждены были отказаться от се-
мимильных шагов и действовать
точечно, оптимизировать произ-
водство и управление проектом.
Между тем Эльга — это тот про-
ект, куда мы максимально вкла-
дывали деньги в последние годы.
Объёмы добычи там увеличива-
ются. Сейчас у нас два варианта
развития событий. Первый: мы
находим деньги на то, чтобы по-
строить большую обогатительную
фабрику, увеличить пропускную
способность железной дороги
и дополнительно закупить гор-
ную технику. Второй вариант: мы
идём маленькими шагами, с то-
чечным финансированием.
Именно вторым путём мы
пока и идём. В этом году мы до-
полним парк горной техникой, ко-
торая будет работать уже на элек-
тричестве. У дизельной техники
меньшая производительность и
эффективность работы, но выше
затраты. Параллельно мы дора-
батывали проект железной доро-
ги для увеличения её пропускной
способности. Закрывали вопро-
сы, которые оставались после
большой стройки. Такой подход
позволил нам при не очень боль-
ших вложениях увеличить про-
пускную способность. Сегодня
она превышает наши возможно-
сти по фактической добыче, там
есть резерв.
— Поделитесь стратегически-
ми планами по развитию метал-
лургического дивизиона.
— Мы прежде всего работаем
над повышением качества теку-
щей операционной деятельности
металлургического
дивизиона.
Мы запустили крупный проект на
БМК по производству многопряд-
ных канатов в полимере. Сей-
час обсуждаем ещё один проект
большой реконструкции метиз-
ного производства. Хотим серьёз-
но обновить оборудование, запу-
стить новую линейку продукции.
Что касается ЧМК, то основная за-
дача — дальнейшее расширение
сортамента и выход на проектную
мощность универсального рель-
собалочного стана. В этом году ос-
воим 10 – 11 профилеразмеров,
в 2020 — ещё примерно столько
же. Мы также ставим перед со-
бой задачу увеличить продажи
балки в Европе, в странах СНГ и,
безусловно, на внутреннем рын-
ке за счёт расширения сортамен-
та продукции.
Наши заводы славятся тем, что
могут делать качественный про-
кат — я говорю о спецстали. Это и
«Ижсталь», и челябинский фили-
ал «Уральской кузницы», и ЧМК.
За последние годы мы частично
утратили свои позиции в этом сег-
менте из-за финансовых сложно-
стей. Технологический цикл при
производстве спецсталей требует
дорогого сырья, а на изготовление
продукта может потребоваться до
6 месяцев. Весь последний год мы
занимаемся тем, что возвращаем
позиции в этом сегменте, возвра-
щаем доверие клиентов. Удалось
восстановить объёмы по произ-
водству нержавейки. Когда-то не-
ржавеющий лист ассоциировал-
ся только с «Мечелом», это была
наша ниша. Сегодня мы плано-
мерно увеличиваем объём про-
изводства. Аналогичная ситуация
на «Ижстали» и на БМК. Они тоже
делают определённые виды не-
ржавеющего проката.
Мы создали отдельное под-
разделение в структуре Управля-
ющей компании «Мечел-Сталь»,
через которое проходят все за-
казы по принципу одного окна.
Я лично уделяю данному вопро-
су время. Рентабельность за год
увеличилась в несколько раз.
Это очень интересный сегмент,
и мы всегда на нём специализи-
ровались: оборонка, авиастрое-
ние, космос. У нас есть и специа-
листы, и технологии. При прочих
равных поставщики отдают при-
оритет нам. В чём наша уникаль-
ность здесь? Все делают огра-
ниченную номенклатуру, а мы
можем изготавливать практиче-
ски весь спектр продукции. На се-
годня мы обеспечены заказами в
этом сегменте на полгода вперёд.
Все заказы мы добросовестно ис-
полняем. Обороты растут. Стра-
тегическая задача — вернуться
к объёмам, которые мы делали
пять-семь лет назад.
— Держите ли Вы туз за пазу-
хой: какие ещё проекты для ком-
пании могут стать точками роста
эффективности?
— Как я сказал, за пазухой у
нас целый большой талмуд по
развитию всех предприятий. Я его
для себя называю «Что бы было,
если бы у меня были деньги». Мы
детально расписали план меро-
приятий абсолютно по всем пред-
приятиям: где мы находимся,
наши ниши, выводы, что можно
сделать, сколько надо денег и так
далее. Вопрос финансирования.
Из интересного здесь, напри-
мер, мы считаем, что нам нуж-
но уходить в расширение порто-
«ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАКОНЧАТСЯ.
ПО-ДРУГОМУ ПРОСТО
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!»
«…Горнодобывающему же дивизиону надо придавать новый импульс —
и для этого вкладывать деньги. Именно эта задача — номер один для меня,
как генерального директора»