40
Основной ресурсной базой для
"Силы Сибири"считаются два месторождения в Якутии - Чаяндинское с
запасами 1,2 трлн кубометров и Ковыктинское – 1,5 трлн кубометров. Планируется, что ежегодно на Чаян-
динском месторождении будет добываться до 25 млрд кубометров газа и не менее 1,5 млн тонн нефти.
Начало добычи газа намечено на декабрь 2018 года, а первые экспортные поставки в Китай - на конец
2019 года.
С августа 2014 года на выполнение строительных и проектных работ на газопроводе «Сила Сибири»
было привлечено более 25 подрядчиков. Общая сумма объявленных тендеров составила больше 184 млрд
рублей.
Это только о первом этапе строительства газопровода. На втором будет построен участок от Ковыктин-
ского месторождения в Иркутской области до Чаяндинского — около 800 км. На третьем этапе планирует-
ся расширение газотранспортных мощностей на участке от Чаяндинского месторождения до Благовещен-
ска. Но это уже дело 20-х годов, а мы пока еще в 2018-м.
УЮТНАЯ ВАХТОВКА
На уютной и удивительно комфортабельной для данного класса машин вахтовке ООО
«Газпром транс- газ Томск»едем из Нерюнгри в тайгу. Газпромовские вахтовки отличаются от того, что мы видели раньше
– выполненная на базе КамАЗа, она более уютная и современная. Правила перевозки людей очень строгие.
Ездить здесь можно только сидя, все пассажиры фиксируются ремнями безопасности. Никаких стоящих
пассажиров.
Технологическая дорога неровная, хотя вполне проходимая, особенно зимой, когда её не размывает до-
ждями. На улице минус 40, но в машине тепло и уютно. Большие светлые окна. Мощная электропечь на
случай мороза и кондиционер на случай жары. Водитель видит абсолютно все, что происходит в салоне
примерно на 25 человек, с помощью видеокамеры. Так что, если во время непредвиденной остановки кто-
то начинает собираться на выход, водитель объявляет по радио:
«
Пока не выходим».
В городе к нам в вахтовку садится Александр Ракушин – первый заместитель начальника управления
РУСО в Нерюнгри. Надо отметить, что сегодня у ООО
«Газпром трансгаз Томск»на территории Якутии
работает одно линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) в Ленске, а
также три региональных управления по строительству объектов (РУСО) — в Олекминске, Алдане и
Нерюнгри. От него мы узнаем первую, общую информацию о строящемся магистральном газопроводе.
Вахтовка бодро едет сначала по городу, затем сворачивает на Беркакит, выезжая на Амуро-Якутскую
магистраль. На полпути между Беркакитом и Иенгрой автомобиль поворачивает налево, и здесь, на авто-
мобильной стоянке, нас встречает руководитель проекта ООО
«Краснодаргазстрой»Алексей Иванцов.
Дальше без него никакая вахтовка не проедет. Он будет сопровождать нас по всей дороге до газопровода.
Зато ему можно задать любые вопросы, и он, кажется, знает ответ на любой из них.
Но для начала Алексей Валентинович проводит обязательный инструктаж по технике безопасности. Мы
расписываемся в специальном журнале.
Дальше около 15 минут едем вглубь тайги. Пересекаем засыпанное снегом непонятное сооружение в
бесконечной лесной просеке, вдоль которого установлена линия электропередачи. Здесь-то и узнаем впер-
вые, что это не что иное, как построенный восемь-десять лет назад, и тоже на наших глазах, магистральный
нефтепровод
"Восточная Сибирь - Тихий океан". Он работает совершенно незаметно для постороннего гла-
за,
и,
надо
сказать,
никаким
передвижениям
обитателей
тайги
не
мешает.
КОРИДОР И ДОРОГИ
Здесь и возникает наш первый вопрос к специалистам: правда ли, что газопровод "Сила Сибири"
стро-
ится в «коридоре» уже действующего магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан"?
«
Правда, – отвечает Александр Олегович Ракушин. – В Нерюнгринском районе расстояние между двумя
проводными системами составляет примерно от полутора до пятнадцати километров».
То есть, по меркам тысячекилометровых расстояний тайги, совсем рядом. Но в реальности «строитель-
ство в одном коридоре» с ВСТО – понятие, конечно, достаточно условное. С одной трубы на другую не пе-
репрыгнешь, и другую трубу не увидишь.
Поэтому все тут делается фактически заново, и просека по тайге рубится своя собственная. Единствен-
ное, чем можно воспользоваться от магистрального нефтепровода – часть технологических дорог, что, ко-
нечно, немного облегчает задачу строителям и позволяет немного оптимизировать затраты на инфраструк-
туру и энергоснабжение.
Весь Нерюнгринский район – это глухая тайга, болота, многочисленные ручьи и речки, крутые склоны
сопок. А самое сложное – полное отсутствие дорог, которых в тайге не было со дня сотворения мира. По-
строенные ранее технологические дороги должны помочь строителям
«Силы Сибири». Так оно в целом и
происходит. И все же специалисты-практики рассказывают, что все не так просто. Газовики сетуют на то,