42
ской активностью, у нас используются трубы с повышенной деформационной способностью. Есть также
специальные технические решения по их укладке, в которые мы вдаваться не будем, их знают специали-
сты.
Почти одновременно с доставкой и погрузкой-разгрузкой на стройке проходят земляные работы. Сюда
входят создание амортизирующей песчаной подкладки под газопровод, обвалование, отсыпка насыпей и
рекультивация. После разбивки трассы сооружаемого участка магистрального газопровода и выполнения
подготовительных работ, сооружают амортизирующую прокладку. Прокладку сооружают из привозного
песка с последующим уплотнением слоёв. Толщина амортизирующей прокладки варьируется в пределах
100-150 мм и должна полностью перекрывать острые камни, куски твёрдого грунта и т.д., способные по-
вредить
заводское
противокоррозионное
покрытие.
УКЛАДКА И СВАРКА
И вот, наконец, мы на месте. Южно-якутская тайга в нескольких десятках километров северо-западнее
Иенгры, примерно 1 212-й километр магистрального газопровода "Сила Сибири". Работа здесь идет очень
четко. Людей не так уж много, но те, кто есть, – специалисты высочайшего класса, каждое движение кото-
рых буквально отточено. Также четко работает техника, которой здесь можно просто любоваться, получая
буквально эстетическое удовольствие.
Как мы поняли, на строящейся трубе работают две группы специалистов. Первые называют себя линей-
щиками – они делают только линейную часть газопровода, оставляя пробелы в местах пересечения дорог и
инженерных коммуникаций. Вторые – так называемые разрывные бригады и бригады прокольщиков. Они
занимаются переходами под железными и автомобильными дорогами, а также водными препятствиями.
Практически все эти люди – очень высококвалифицированные специалисты. Поскольку магистральные
нефтепроводы и газопроводы в Нерюнгри строятся, мягко говоря, не каждый день, то и эти люди в регионе,
что называется, находятся проездом. Большинство из них работает в
«Газпроме»уже много лет – они стро-
или газопроводы во всех уголках нашей страны и даже за рубежом. Построят в Нерюнгринском районе –
поедут дальше. Газопровод очень длинный, тысячи километров.
Очень эффектно на строящемся газопроводе выглядит сварка, которая полностью ломает все наши
предыдущие представления об этом процессе. Сварщики, работающие на магистральном газопроводе "Си-
ла Сибири" здесь, по своим функциям ближе к компьютерщикам, чем к человеку в маске с закопченным
стеклышком. В руках у них пульт с кнопками, а не сварочный аппарат с электродом. Перед глазами – куча
сложных приборов, почти как в самолёте.
Итак, что мы видим здесь, на месте? Огромная труба максимально возможного диаметра – 1 420 мм.
Техника раскапывает траншею под укладку газопровода. Параллельно с разработкой траншеи на готовых
участках ведется устройство песчаной подушки на дне траншеи. Подушка обеспечивает защиту изоляции
трубопровода от повреждений при укладке, а заодно выполняет роль демпфера в случае проявления мороз-
ного пучения грунта.
Практически одновременно с земляными работами производится вывозка и раскладка труб на трассе.
Трубы очень бережно (можно сказать, нежно) укладываются на грунтовые призмы, которые не должны со-
держать скальных включений и древесных остатков, чтобы не произошло повреждение изоляции.
Трубопровод сваривают в так называемые плети комплексами автоматической сварки. За одну смену
сваривается не менее 12 стыков в так называемые плети различной длины. Тут, как говорится, возможны
варианты. По рассказам специалистов, на прямых и ровных участках при длине труб от 9 до 11,5 метра
длина одной плети может доходить чуть ли не до километра. Но своими глазами мы таких плетей не виде-
ли.
После сварки плетей начинается подготовка плети к укладке. Для этого изолируются сварные стыки,
проводится пескоструйная очистка стыка от ржавчины и загрязнений. Наносится специальная двухкомпо-
нентная мастика, производится подогрев стыка и закрепление термоусаживающейся манжеты.
Подогрев производится индукционными катушками. После этого готовую плеть укладывают в траншею
и далее защищают песчаной обсыпкой.
Перед засыпкой трубопровод балластируют утяжеляющими грузами. Балластировка трубопроводов –
способ закрепления трубопроводов с помощью утяжеляющих грузов или бетонирования при прокладке их
на заболоченных или обводненных грунтах.
Есть еще такая вещь, как грунтозащитные экраны (ГЗЭ). Назначение ГЗЭ, которые я поначалу называл
по-простому «решетками», объяснил мне первый заместитель начальника управления Русо Александр Ра-
кушин.
После завершения обсыпки, трубопровод окончательно засыпается грунтом, с устройством валика. Но
это будет немного позже, до этой стадии в Нерюнгринском районе дело пока еще не дошло.