41
что нефтяники выбрали оптимальный маршрут, а им приходится пользоваться как бы уже тем, что «оста-
лось».
Специфика строительства магистрального газопровода "Сила Сибири"
-
в нехватке заездов на линейную
трассу. Сегодня проектный институт рассматривает варианты, как обеспечить доставку труб, материалов и
оборудования. Проектом также предусмотрено строительство вдольтрассового проезда, по которому будет
осуществляться доставка материалов и оборудования для строительства крановых узлов и пунктов радио-
релейной связи и их дальнейшая эксплуатация. Кроме того, необходимо понимать, что трасса в Нерюн-
гринском районе (да и во многих других местностях Якутии) пролегает в сложной гористой местности, где
крутизна склонов порой достигает 33-34 градусов.
То есть, по-любому, без дополнительных работ строителям не обойтись. Взрывать, срезать, сглаживать
склоны, чтобы на них могла работать техника, приходится много.
ПРОСЕКА И ТРУБЫ
Тем временем, проехав около 15 минут вглубь тайги, наша вахтовка поворачивает направо. Еще около
получаса едем вдоль широкой лесной просеки, в которой будет построен будущий газопровод. По пути
расспрашиваем специалистов, как здесь все начиналось.
Вообще, что такое строительство газопровода в целом? Если описать все стадии вкратце, то это расчист-
ка трассы, разработка траншеи, доставка труб, сварка двухтрубок, сварка в плеть, контроль швов, изоляция,
контроль изоляции, подготовка к укладке, укладка труб, обратная засыпка и так далее. Есть еще множество
других сопутствующих операций. На каждом этапе - строжайший контроль. И даже после окончания стро-
ительства еще предстоит комплекс работ по строительству крановых узлов, объектов энергетики, автома-
тики, электрохимзащиты, связи, продолжение строительства баз линейно-производственных управлений
магистральных газопроводов и компрессорных станций.
Строительство будущего газопровода началось с производства работ по лесосведению (вырубке просе-
ки) на трассе в границах полосы отвода. Потом производится срезка почвенно-растительного слоя.
Даже на относительно равнинной части трассы рытье траншей не обходится без буровзрывных работ – в
нашей тайге много скальника и мерзлоты. Скальный камень богато лежит и в глубине, и на поверхности.
Мало кто даже из жителей Нерюнгринского района знает, что мы живем, оказывается, на территории
«каменных рек». Это так называемые курумы - скопища глыб. Пятнами курумов плотно усеян нерюнгрин-
ский ландшафт. На них ничего не растет, потому что камни постоянно находятся в движении. Оно очень
медленное, но и этого достаточно, чтобы растереть в пыль любое растение.
Строители газопровода это знают, и их задача – предпринять меры, чтобы курумы также не «стерли» с
лица земли газопровод. Всё должно быть идеально, и даже малейшее повреждение в структуре магистраль-
ного газопровода здесь абсолютно недопустимо.
В работы по лесосведению входят такие операции, как расчистка трассы от леса и кустарника, срезка
крутых продольных склонов (косогоров), которых немало в нашей местности. Проведение защитных про-
тивообвальных и противооползневых мероприятий, проведение мероприятий, обеспечивающих минималь-
ное промерзание грунта. Большой объем работ занимает строительство временных дорог, водопропускных,
водоотливных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль неё, а так же мостов и переправ
через реки, ручьи, овраги. Подъездные дороги защищаются от снежных заносов.
Временные базы и склады для хранения материалов и оборудования были устроены еще раньше.
Второй этап – это транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. На технологической дороге, по ко-
торой мы около часа ехали на вахтовке, то и дело встречаются груженые
«Татры». Эти автомобили перево-
зят технологические грузы.
Для сооружения магистрального газопровода на трассу доставляют и развозят по ней трубы, секции
труб, запорную арматуру (краны, задвижки), железобетонные крупногабаритные изделия, изоляционные
материалы, монтажное оборудование, механизмы и другие специальные грузы. Основной объём транспор-
тируемых грузов составляют, конечно, сами трубы и секции труб. Трубы – красивые, надежно закрытые с
обеих сторон заглушками и в синем полиэтилене – везут специальные автомобили – трубовозы. На базе
временного хранения, где хранятся трубы, мы тоже побывали. Она находится рядом со станцией Берка-
кит. Секции труб, доставленные к месту производства монтажных работ, как правило, разгружают с транс-
портных средств трубоукладчиками.
Два слова о трубах. Все они стальные, российского производства, в том числе их производят Выксун-
ский металлургический завод, Челябинский трубопрокатный завод. Те, которые сейчас применяются в
Нерюнгринском районе, и мы их видели, делает Ижорский трубный завод (Санкт-Петербург). Эти трубы
имеют внутри максимально гладко покрытие. Такая технология снижает затраты энергии на транспорти-
ровку газа за счет уменьшения шероховатости трубы и, соответственно, трения. Внешняя изоляция труб
выполнена из новых нанокомпозиционных материалов, чтобы обеспечивать высокую коррозионную стой-
кость газопровода. Учитывая, что Нерюнгринский район относится к регионам с повышенной сейсмиче-