Previous Page  42 / 75 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 42 / 75 Next Page
Page Background

41

что нефтяники выбрали оптимальный маршрут, а им приходится пользоваться как бы уже тем, что «оста-

лось».

Специфика строительства магистрального газопровода "Сила Сибири"

-

в нехватке заездов на линейную

трассу. Сегодня проектный институт рассматривает варианты, как обеспечить доставку труб, материалов и

оборудования. Проектом также предусмотрено строительство вдольтрассового проезда, по которому будет

осуществляться доставка материалов и оборудования для строительства крановых узлов и пунктов радио-

релейной связи и их дальнейшая эксплуатация. Кроме того, необходимо понимать, что трасса в Нерюн-

гринском районе (да и во многих других местностях Якутии) пролегает в сложной гористой местности, где

крутизна склонов порой достигает 33-34 градусов.

То есть, по-любому, без дополнительных работ строителям не обойтись. Взрывать, срезать, сглаживать

склоны, чтобы на них могла работать техника, приходится много.

ПРОСЕКА И ТРУБЫ

Тем временем, проехав около 15 минут вглубь тайги, наша вахтовка поворачивает направо. Еще около

получаса едем вдоль широкой лесной просеки, в которой будет построен будущий газопровод. По пути

расспрашиваем специалистов, как здесь все начиналось.

Вообще, что такое строительство газопровода в целом? Если описать все стадии вкратце, то это расчист-

ка трассы, разработка траншеи, доставка труб, сварка двухтрубок, сварка в плеть, контроль швов, изоляция,

контроль изоляции, подготовка к укладке, укладка труб, обратная засыпка и так далее. Есть еще множество

других сопутствующих операций. На каждом этапе - строжайший контроль. И даже после окончания стро-

ительства еще предстоит комплекс работ по строительству крановых узлов, объектов энергетики, автома-

тики, электрохимзащиты, связи, продолжение строительства баз линейно-производственных управлений

магистральных газопроводов и компрессорных станций.

Строительство будущего газопровода началось с производства работ по лесосведению (вырубке просе-

ки) на трассе в границах полосы отвода. Потом производится срезка почвенно-растительного слоя.

Даже на относительно равнинной части трассы рытье траншей не обходится без буровзрывных работ – в

нашей тайге много скальника и мерзлоты. Скальный камень богато лежит и в глубине, и на поверхности.

Мало кто даже из жителей Нерюнгринского района знает, что мы живем, оказывается, на территории

«каменных рек». Это так называемые курумы - скопища глыб. Пятнами курумов плотно усеян нерюнгрин-

ский ландшафт. На них ничего не растет, потому что камни постоянно находятся в движении. Оно очень

медленное, но и этого достаточно, чтобы растереть в пыль любое растение.

Строители газопровода это знают, и их задача – предпринять меры, чтобы курумы также не «стерли» с

лица земли газопровод. Всё должно быть идеально, и даже малейшее повреждение в структуре магистраль-

ного газопровода здесь абсолютно недопустимо.

В работы по лесосведению входят такие операции, как расчистка трассы от леса и кустарника, срезка

крутых продольных склонов (косогоров), которых немало в нашей местности. Проведение защитных про-

тивообвальных и противооползневых мероприятий, проведение мероприятий, обеспечивающих минималь-

ное промерзание грунта. Большой объем работ занимает строительство временных дорог, водопропускных,

водоотливных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль неё, а так же мостов и переправ

через реки, ручьи, овраги. Подъездные дороги защищаются от снежных заносов.

Временные базы и склады для хранения материалов и оборудования были устроены еще раньше.

Второй этап – это транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. На технологической дороге, по ко-

торой мы около часа ехали на вахтовке, то и дело встречаются груженые

«Татры»

. Эти автомобили перево-

зят технологические грузы.

Для сооружения магистрального газопровода на трассу доставляют и развозят по ней трубы, секции

труб, запорную арматуру (краны, задвижки), железобетонные крупногабаритные изделия, изоляционные

материалы, монтажное оборудование, механизмы и другие специальные грузы. Основной объём транспор-

тируемых грузов составляют, конечно, сами трубы и секции труб. Трубы – красивые, надежно закрытые с

обеих сторон заглушками и в синем полиэтилене – везут специальные автомобили – трубовозы. На базе

временного хранения, где хранятся трубы, мы тоже побывали. Она находится рядом со станцией Берка-

кит. Секции труб, доставленные к месту производства монтажных работ, как правило, разгружают с транс-

портных средств трубоукладчиками.

Два слова о трубах. Все они стальные, российского производства, в том числе их производят Выксун-

ский металлургический завод, Челябинский трубопрокатный завод. Те, которые сейчас применяются в

Нерюнгринском районе, и мы их видели, делает Ижорский трубный завод (Санкт-Петербург). Эти трубы

имеют внутри максимально гладко покрытие. Такая технология снижает затраты энергии на транспорти-

ровку газа за счет уменьшения шероховатости трубы и, соответственно, трения. Внешняя изоляция труб

выполнена из новых нанокомпозиционных материалов, чтобы обеспечивать высокую коррозионную стой-

кость газопровода. Учитывая, что Нерюнгринский район относится к регионам с повышенной сейсмиче-