Previous Page  141 / 148 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 141 / 148 Next Page
Page Background

140

экологическому просвещению населения.

Этот смотр-конкурс был объявлен в сентябре 1995 года тремя министерствами

Российской Федерации: охраны окружающей среды и природных ресурсов, культуры,

образования. Сегодня, когда конкурсные баталии позади, необходимо подвести некоторые

итоги и выработать планы на будущее. Как член российского оргкомитета смотра-

конкурса, я позволю себе поделиться некоторыми соображениями.

Вначале об общих впечатлениях. Тому, кто не видел, трудно представить, какие

объемистые пакеты, коробки и ящики поступали в адрес оргкомитета. Распаковывая их,

мы с восхищением рассматривали красочные фотоальбомы, детские рисунки, плакаты и

другие работы, дающие возможность окунуться в творческую атмосферу библиотек,

работающих в области экологического просвещения. Сколько душевного тепла и старания

вложено в них! Но сначала о статистике. В смотре-конкурсе приняли участие 53 региона

России: республики, края, области. Напрашивается первый вывод: не все регионы

посчитали для себя важным участие в таком ответственном деле, как пропаганда

экологических знаний. Значит, еще не все ведомства и не все библиотеки осознали

необходимость подобной работы.

Российский оргкомитет принял решение сделать этот конкурс библиотек по

экологическому просвещению населения постоянным и подводить его итоги один раз в

два года.

Вторая цифра тоже красноречива: на прошедший смотр-конкурс материалы

прислали 164 библиотеки из 160 тысяч существующих сегодня в России. Мало. Хотя, как

нам кажется, эта цифра не отражает действительного положения в сфере экологической

работы. Журнал "Библиотека" не первый год систематически рассказывает об опыте в

этом деле. Анализ конкурсных работ помог понять те изменения, которые происходят в

организации и содержании экологического просвещения. Эти изменения отражают общую

тенденцию общественного сознания, нацеленную на понимание экологии как важнейшей

проблемы современности.

Библиотеке, наиболее демократичному социальному институту, предопределено

играть роль уникального информатора о состоянии экологической ситуации в мире,

стране, в конкретном регионе. Такая информация в любой момент становится достоянием

читателей. Информационные экологические центры уже успешно функционируют,

например, на Ставрополье, в Брянской области. К сожалению, пока еще не все библиотеки

поняли это свое информационное предназначение. Пионерами можно назвать

Ставропольскую краевую научную библиотеку им. М. Ю. Лермонтова, опыт которой

подробно описан в методических материалах РПОБ. Их мы разослали во все

универсальные библиотеки России. Создание таких центров – первый вклад в фундамент

системы экологического информирования населения. Это – новое в библиотечной

практике. И важно, что подобные центры можно открывать на базе не только крупных

библиотек. Примером могут служить центральные библиотеки г. Новозыбкова и г. Унеча

Брянской области. Значительным информационным потенциалом располагают

Волгоградская универсальная научная библиотека им. Горького, Тульская и Челябинская

областные научные библиотеки, Национальная библиотека Республики Карелия. Они уже

имеют информационную базу и вполне готовы к созданию региональных

информационных центров.

Качественно новой в библиотечной практике является разработка библиотечных

региональных программ экологического просвещения. Благодаря совместным усилиям

библиотеки, местных органов культуры, образования, охраны окружающей среды и

природных ресурсов, здравоохранительных органов первая такая программа появилась

два года назад. Для Астраханской областной научной библиотеки филиал в Красном Яре

стал экспериментальной площадкой, где теперь учатся библиотекари области.

Есть уже опыт более широкой региональной программы – областной. Мне не один

раз пришлось бывать в Брянской области, и я не перестаю удивляться смелости,

творческой находчивости и напористости библиотекарей Брянщины. Программа

основывается на научно-исследовательской работе, включающей в себя изучение