140
экологическому просвещению населения.
Этот смотр-конкурс был объявлен в сентябре 1995 года тремя министерствами
Российской Федерации: охраны окружающей среды и природных ресурсов, культуры,
образования. Сегодня, когда конкурсные баталии позади, необходимо подвести некоторые
итоги и выработать планы на будущее. Как член российского оргкомитета смотра-
конкурса, я позволю себе поделиться некоторыми соображениями.
Вначале об общих впечатлениях. Тому, кто не видел, трудно представить, какие
объемистые пакеты, коробки и ящики поступали в адрес оргкомитета. Распаковывая их,
мы с восхищением рассматривали красочные фотоальбомы, детские рисунки, плакаты и
другие работы, дающие возможность окунуться в творческую атмосферу библиотек,
работающих в области экологического просвещения. Сколько душевного тепла и старания
вложено в них! Но сначала о статистике. В смотре-конкурсе приняли участие 53 региона
России: республики, края, области. Напрашивается первый вывод: не все регионы
посчитали для себя важным участие в таком ответственном деле, как пропаганда
экологических знаний. Значит, еще не все ведомства и не все библиотеки осознали
необходимость подобной работы.
Российский оргкомитет принял решение сделать этот конкурс библиотек по
экологическому просвещению населения постоянным и подводить его итоги один раз в
два года.
Вторая цифра тоже красноречива: на прошедший смотр-конкурс материалы
прислали 164 библиотеки из 160 тысяч существующих сегодня в России. Мало. Хотя, как
нам кажется, эта цифра не отражает действительного положения в сфере экологической
работы. Журнал "Библиотека" не первый год систематически рассказывает об опыте в
этом деле. Анализ конкурсных работ помог понять те изменения, которые происходят в
организации и содержании экологического просвещения. Эти изменения отражают общую
тенденцию общественного сознания, нацеленную на понимание экологии как важнейшей
проблемы современности.
Библиотеке, наиболее демократичному социальному институту, предопределено
играть роль уникального информатора о состоянии экологической ситуации в мире,
стране, в конкретном регионе. Такая информация в любой момент становится достоянием
читателей. Информационные экологические центры уже успешно функционируют,
например, на Ставрополье, в Брянской области. К сожалению, пока еще не все библиотеки
поняли это свое информационное предназначение. Пионерами можно назвать
Ставропольскую краевую научную библиотеку им. М. Ю. Лермонтова, опыт которой
подробно описан в методических материалах РПОБ. Их мы разослали во все
универсальные библиотеки России. Создание таких центров – первый вклад в фундамент
системы экологического информирования населения. Это – новое в библиотечной
практике. И важно, что подобные центры можно открывать на базе не только крупных
библиотек. Примером могут служить центральные библиотеки г. Новозыбкова и г. Унеча
Брянской области. Значительным информационным потенциалом располагают
Волгоградская универсальная научная библиотека им. Горького, Тульская и Челябинская
областные научные библиотеки, Национальная библиотека Республики Карелия. Они уже
имеют информационную базу и вполне готовы к созданию региональных
информационных центров.
Качественно новой в библиотечной практике является разработка библиотечных
региональных программ экологического просвещения. Благодаря совместным усилиям
библиотеки, местных органов культуры, образования, охраны окружающей среды и
природных ресурсов, здравоохранительных органов первая такая программа появилась
два года назад. Для Астраханской областной научной библиотеки филиал в Красном Яре
стал экспериментальной площадкой, где теперь учатся библиотекари области.
Есть уже опыт более широкой региональной программы – областной. Мне не один
раз пришлось бывать в Брянской области, и я не перестаю удивляться смелости,
творческой находчивости и напористости библиотекарей Брянщины. Программа
основывается на научно-исследовательской работе, включающей в себя изучение