Previous Page  142 / 148 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 142 / 148 Next Page
Page Background

141

информационных

потребностей

государственных

учреждений,

общественных

организаций, предприятий по проблемам природоохранной деятельности конкретного

региона, создание экспериментальной базы, изучение экологической ситуации в регионе,

отработку системы информационной поддержки и непрерывного экологического

просвещения и массового распространения экологических знаний. Программа

предусматривает формирование книжных фондов по проблемам экологии,

информационно-библиографическое обеспечение, объединение усилий природоохранных

и других организаций, заинтересованных в экологическом просвещении, внедрение новых

технологий на базе компьютеризации, перевод фонда по экологическим проблемам на

компьютерную основу. В научных универсальных библиотеках на помощь приходят CD-

RОМы. Программа Брянской областной библиотеки может стать моделью для других

библиотек, всерьез занимающихся экологическим просвещением.

Экологическая работа должна учитывать возрастные особенности читателей. Так,

Липецкие областная юношеская и детская библиотеки разрабатывают свои программы

экологического просвещения. Унечская семейная библиотека Брянской области –

программу непрерывного семейного экопросвещения.

Появление библиотечных экологических информационных центров и программ

потребовало качественно новых взаимоотношений библиотек с различными

организациями. Региональная программа "Экологический резонанс" Брянской области

начинается с раздела "Организационная работа", где перечислены организации,

участвующие в реализации программы: Управление культуры администрации Брянской

области, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Брянской области,

главное территориальное управление Госкомчернобыля России, все областные

библиотеки, централизованные библиотечные системы области. Среди руководителей

проекта – заместитель начальника Управления культуры администрации Брянской

области, ведущий специалист областного Комитета по охране окружающей среды и

природных ресурсов области, заместитель директора Брянской областной научной

библиотеки. Финансируют программу все эти организации.

Конкурс показал, что российские библиотеки достигли немалых успехов в работе с

детьми-дошкольниками и читателями младшего школьного возраста. Скажем так, 70%

всех материалов – это опыт работы с данной возрастной категорией читателей, причем

занимаются ею не только детские библиотеки, но библиотеки для взрослых – городские,

поселковые, сельские. Внимание к этой возрастной категории очень важно, ибо здесь

начинается экологическая тропа культуры, по которой человек будет идти всю жизнь. Но

гораздо меньше внимания уделяется экологической подготовке учащихся среднего

школьного возраста. А как раз с 5-6-х классов в учебный курс входят дисциплины, так или

иначе затрагивающие тему "Экология". Учащиеся именно средних классов приходят в

библиотеки, чтобы подготовиться к урокам, на которых им необходимо отвечать на

сложные вопросы о состоянии природы. Готов ли библиотекарь к такому взрослению

читателя? Материалов об опыте работы детских библиотек с читателями старшего

возраста на конкурс пришло очень мало. Стоит задуматься над этим фактом. Не

сомневаюсь, что в каких-то детских библиотеках опыт работы с читателями старшего

школьного возраста уже накоплен. Поделитесь им, коллеги, ведь смотр-конкурс

продолжается.

Велика роль областных детских библиотек, являющихся методическими центрами

в работе с детьми и подростками. Хорошо бы иметь разработанные концепции, методики

экологического просвещения разных возрастных групп читателей, пользующихся

услугами не только детских библиотек, которым, конечно же, будут полезны советы

областных методистов и библиографов. В смотре-конкурсе приняли участие лишь четыре

областные юношеские библиотеки, а ведь в России их 54! Жаль, что так мало, потому что

именно юношеские библиотеки – родной дом для старшеклассников, студентов,

работающей молодежи.

Конкурсные материалы показывают, что определенной системы в экологическом

просвещении юношества еще не сложилось, хотя такие библиотеки, как Томская,