141
информационных
потребностей
государственных
учреждений,
общественных
организаций, предприятий по проблемам природоохранной деятельности конкретного
региона, создание экспериментальной базы, изучение экологической ситуации в регионе,
отработку системы информационной поддержки и непрерывного экологического
просвещения и массового распространения экологических знаний. Программа
предусматривает формирование книжных фондов по проблемам экологии,
информационно-библиографическое обеспечение, объединение усилий природоохранных
и других организаций, заинтересованных в экологическом просвещении, внедрение новых
технологий на базе компьютеризации, перевод фонда по экологическим проблемам на
компьютерную основу. В научных универсальных библиотеках на помощь приходят CD-
RОМы. Программа Брянской областной библиотеки может стать моделью для других
библиотек, всерьез занимающихся экологическим просвещением.
Экологическая работа должна учитывать возрастные особенности читателей. Так,
Липецкие областная юношеская и детская библиотеки разрабатывают свои программы
экологического просвещения. Унечская семейная библиотека Брянской области –
программу непрерывного семейного экопросвещения.
Появление библиотечных экологических информационных центров и программ
потребовало качественно новых взаимоотношений библиотек с различными
организациями. Региональная программа "Экологический резонанс" Брянской области
начинается с раздела "Организационная работа", где перечислены организации,
участвующие в реализации программы: Управление культуры администрации Брянской
области, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Брянской области,
главное территориальное управление Госкомчернобыля России, все областные
библиотеки, централизованные библиотечные системы области. Среди руководителей
проекта – заместитель начальника Управления культуры администрации Брянской
области, ведущий специалист областного Комитета по охране окружающей среды и
природных ресурсов области, заместитель директора Брянской областной научной
библиотеки. Финансируют программу все эти организации.
Конкурс показал, что российские библиотеки достигли немалых успехов в работе с
детьми-дошкольниками и читателями младшего школьного возраста. Скажем так, 70%
всех материалов – это опыт работы с данной возрастной категорией читателей, причем
занимаются ею не только детские библиотеки, но библиотеки для взрослых – городские,
поселковые, сельские. Внимание к этой возрастной категории очень важно, ибо здесь
начинается экологическая тропа культуры, по которой человек будет идти всю жизнь. Но
гораздо меньше внимания уделяется экологической подготовке учащихся среднего
школьного возраста. А как раз с 5-6-х классов в учебный курс входят дисциплины, так или
иначе затрагивающие тему "Экология". Учащиеся именно средних классов приходят в
библиотеки, чтобы подготовиться к урокам, на которых им необходимо отвечать на
сложные вопросы о состоянии природы. Готов ли библиотекарь к такому взрослению
читателя? Материалов об опыте работы детских библиотек с читателями старшего
возраста на конкурс пришло очень мало. Стоит задуматься над этим фактом. Не
сомневаюсь, что в каких-то детских библиотеках опыт работы с читателями старшего
школьного возраста уже накоплен. Поделитесь им, коллеги, ведь смотр-конкурс
продолжается.
Велика роль областных детских библиотек, являющихся методическими центрами
в работе с детьми и подростками. Хорошо бы иметь разработанные концепции, методики
экологического просвещения разных возрастных групп читателей, пользующихся
услугами не только детских библиотек, которым, конечно же, будут полезны советы
областных методистов и библиографов. В смотре-конкурсе приняли участие лишь четыре
областные юношеские библиотеки, а ведь в России их 54! Жаль, что так мало, потому что
именно юношеские библиотеки – родной дом для старшеклассников, студентов,
работающей молодежи.
Конкурсные материалы показывают, что определенной системы в экологическом
просвещении юношества еще не сложилось, хотя такие библиотеки, как Томская,