Previous Page  143 / 148 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 143 / 148 Next Page
Page Background

142

Иркутская, Омская, Волгоградская, республик Татарстан и Карелия, близки к созданию

экологических информационных центров для молодежи, призванных оказывать

информационную поддержку учебным программам как средних и специальных средних,

так и высших учебных заведений. Школы переходят на специальные программы по

экологии, появляются экологические колледжи, словом, происходит экологизация всей

системы образования. В Москве несколько лет функционирует Независимый эколого-

политологический университет. Запросы читателей на литературу экологической

тематики год от года возрастают, ставя порой библиотекаря в трудное положение.

Необходима учеба и самих библиотекарей, повышение их знаний в области экологии. Как

правило, ни программ, ни учебников по экологии в юношеских библиотеках нет, что

свидетельствует о слабой деловой связи этой категории библиотек с органами

образования. У регионального подразделения Министерства образования местные детская

и юношеская библиотеки должны быть составными звеньями системы образования. Все

учебники, программы по экологии, которые попадают в учебные заведения, должны

непременно быть и в библиотеках. Оправдались надежды на роль центральных массовых

библиотек – городских и районных в экологическом просвещении населения. Конкурсные

материалы показали, что они – основные звенья в библиотечной системе, ставшие

методическими центрами для сельских и поселковых филиалов. Так, ЦБС г. Сочи

Краснодарского края включает в себя 17 филиалов. Все они являются участниками

программы "Мы защищаем жизнь", которую разработала центральная библиотека.

Постоянно работают с кадрами Кирово-Чепецкая ЦБС Кировской области, Богородская

центральная районная библиотека Тульской области. Железногорская городская ЦБС

Курской области организовала библиотеку системы "Экологические чтения". Кромская

центральная библиотека Орловской области провела семинары "Роль библиотеки в

экологическом просвещении", "Библиотека и природоохранная деятельность". В

центральных городских и районных библиотеках целеустремленнее, чем где бы то ни

было, решаются проблемы информационно-библиографического характера. Правилом во

многих из них стали изучение читательского спроса на экологическую литературу, дни

информации и декады экологической книги. В муниципальной библиотеке г.

Северодвинска Архангельской области по теме "Человек. Земля. Вселенная" проводятся

социологические исследования, ведется сбор информации по экологии региона, созданы

автоматизированные библиотечные системы, планируется издание дайджестов по

проблемам экологии.

Огромно значение научных универсальных библиотек. 14 из них участвовали в

конкурсе.

Материалы прошедшего конкурса позволяют сделать вывод: если главная

библиотека региона сама стала центром экологической информации, если ее

методические, библиографические и другие отделы вплотную занимаются этим

направлением, то и в низовых звеньях уровень этой работы на несколько порядков выше,

чем там, где экология до сих пор как "бедная Золушка ютится на задворках биологии" и не

стала еще королевой научного бала.

Наши библиотеки имеют постоянные контакты с зарубежными. Например,

Камчатская универсальная научная библиотека им. С. П. Крашенинникова наладила

взаимодействие по книгообмену с Библиотекой конгресса США, с английским

издательством "Дорлинг Киндерли", специализирующемся на изданиях по экологии. В

Тульской областной научной библиотеке информация, получаемая от библиотеки

Королевского общества Англии, вводится в компьютерную систему.

Но все-таки проблема полного раскрытия фонда по экологии стоит очень остро.

Российская государственная библиотека совершенствует систему ББК, внося изменения в

поисковую систему. Однако сложности здесь объективные. Например, как быть с книгой:

Лебедев М. А., Шлихтер С. В. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: МГТУ им. Н.

Э. Баумана, 1994. – 148 с.? Она должна быть поставлена в раздел 65.5. Но в книге есть

глава – "Глобальная экологическая проблема и перспективы мирового развития". Эта тема

постоянно востребуется читателями. А книга стоит на полке в разделе 65.5, и