101
библиотеках. Здесь есть возможность онлайнового доступа в Интернет, к российским и
зарубежным ресурсам. Не так давно стала действовать справочная полнотекстовая
правовая система "Консультант", есть доступ к полнотекстовым (т.е. содержащим полный
текст нормативных документов) базам ФАПСИ. Кроме того, сотрудники центра – а их
здесь трое – сами работают над созданием библиографической базы данных, используя
для этого официальные российские и республиканские периодические издания.
Ориентация центра – на максимальное использование документов не в традиционной,
печатной, а в электронной форме. Это гораздо удобнее с точки зрения скорости поиска,
оперативного обслуживания посетителей. А они здесь разные.
– К нам приходят и профессиональные юристы, – продолжает свой рассказ о работе
Центра его заведующая, – и пенсионеры, и студенты, и предприниматели. Последних
обычно интересует налоговое законодательство или возможности открытия какого-то
дела: один из бизнесменов, например, изучал документы, регламентирующие торговлю
средствами связи, другой – операции с драгоценными камнями и металлами. Обращаются
и клиенты предпринимателей: был случай, когда женщина купила некачественную мебель
и не могла вернуть ее назад. Мы ей дали сведения о том, кто в районе занимается
вопросами зашиты прав потребителей, нашли нужные документы – и она сумела отстоять
свои интересы.
Кстати, важная деталь – в Центре можно получить информацию о структуре
органов местного самоуправления, государственной власти г. Нерюнгри, местных органах
юстиции. Формирование этих банков данных было предусмотрено программой "Правовое
информирование населения Нерюнгринского района на 2001 – 2002 гг." Эта же программа
предусматривает и создание как библиографической, так и полнотекстовой электронной
базы местных официальных документов – и прошлых лет, и современных. Иными
словами, в Центре вас должны ознакомить с любым официальным документом, принятым
на территории Нерюнгринского района. Должны, но пока не могут. Несмотря на то, что на
этот счет есть два распоряжения главы администрации В. В. Старцева, назначены
ответственные, до сих пор так и не отработан до конца механизм получения библиотекой
обязательного экземпляра документов. А ведь ЦБС имеет статус основного
фондодержателя официальных документов на местном уровне. А у этого основного их как
раз и нет. Так что получить в Нерюнгри документ, изданный в Москве, пока гораздо
легче, чем местные нормативно-правовые акты. Кстати, скоро к их электронной версии
могут проявить интерес не только местные жители: в недалеком будущем планируется
объединить все республиканские центры правовой информации в одну сеть и тогда, не
выезжая из города, можно будет получить всю информацию о документах, изданных,
скажем, в Мирном. Нет смысла даже и говорить том, насколько это было бы удобно,
особенно для деловых людей.
Не решила пока городская администрация и вопрос обеспечения Центра всем
необходимым оборудованием, хотя смета уже рассмотрена и утверждена. А те же жалюзи
на окнах при работе на компьютере очень нужны. Впрочем, надо полагать, дело это
поправимое. Все-таки создан Центр всего полгода назад, в рамках второго этапа
программы организации подобных центров в Якутии. Деньги на эти цели выделило
правительство Якутии (на всю республиканскую программу – около трех миллионов
рублей), расходы на содержание предусмотрены в бюджете Министерства культуры РС
(Я). Дело теперь – за эффективной работой.
Так что, если вас волнуют какие-то правовые проблемы, – спешите в Центр!
Только имейте ввиду, что здесь НЕ ДАЮТ ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Здесь
вам предоставят в полном объеме всю интересующую вас информацию. И – БЕСПЛАТНО
(если вы, конечно, не захотите ее распечатать или "скачать" на дискету – эти услуги
платные, хотя имеются льготы для определенной категории посетителей). Находится
Центр правовой информации на первом этаже городской библиотеки, телефоны для
справок – 4-17-26, 4-31-40. Адрес электронной почты
cpiner@mail.ru