36
опыт интересен чрезвычайно, потому как коллеги и в Европе, и в Азии (на сколько мне
известно, особенно в Японии) дизайну своих библиотек уделяют очень большое
внимание.
Ю. ГРИХАНОВ, заместитель начальника Управления по делам библиотек, науки и
информатизации:
–
Лидия Леонидовна затронула довольно болезненный вопрос для всех российских
методистов
–
современное состояние методической службы в библиотеках. В самом деле,
дискуссия, которая проходила в журнале в середине девяностых, закончилась, увы, ничем.
В ходе ее и мне также досталось: автор
–
методист из Бурятии написала, что Ю. Гриханов
чиновничьими, бюрократическими заявлениями уничтожил методистов и оскорбил всеми
уважаемого Б. Бачалдина. Если же серьезно, оппонент не понял сути полемики. А она
заключалась в следующем. Б. Бачалдин утверждает и сегодня, что методист
–
это
контролер, учетчик всей методической работы, он управляет всем библиотечным
процессом. Я же убежден, что все это отошло в прошлое: вместе с централизованной
системой планирования, управления и идеологического контроля методист утратил и
функции управления. Собственно, методист их и прежде не имел, но он как бы получал
делегированные права на это от вышестоящих органов культуры
–
выезжать, проводить
проверки, организовывать бригадные выезды на места. Все это сегодня отошло в
прошлое, тем более идеологический контроль. Методист стал консультантом,
помощником, советчиком, технологом, который распространяет интересные методы и
формы работы
–
таковы обязанности современного методиста. Считаю, что журнал
должен опубликовать все-таки некое резюме по итогам дискуссии и, кроме того,
предоставить желающим возможность обсудить вопрос, каким образом методические
отделы должны трансформироваться в маркетинговые инновационные службы. В
зарубежных библиотеках нет методических отделов, но в их центральных библиотеках
есть службы библиотечных технологий, которые и занимаются вопросами рекламы,
дизайна, внедрением информационных систем и технологий. Видимо, и нашим
методистам придется этим заниматься.
В ходе «круглого стола» прозвучало немало пожеланий и предложений редакции
журнала. Например, участники заседания поддержали предложение, высказанное прежде
на страницах журнала "Мир библиографии", об издании "Календаря знаменательных дат"
в электронном варианте; было предложено также поднять в журнале "Библиотека" в
рубрике "Новые технологии" вопрос о создании баз данных по лингвистическому
обеспечению новых программ.
Главные же пожелания были сделаны самим себе, библиотекарям: быть более
активными в отношении собственных профессиональных интересов в правительстве, в
Госдуме, в Министерстве культуры, в администрации области, города, района, поселка
или села, уметь и иметь возможность лоббировать эти интересы во властных структурах.
Например, сейчас обсуждается вопрос о принятии Закона о меценатстве и
меценатах. В Госдуме прошло уже его первое чтение. Об этом напомнила участникам
«круглого стола» главный специалист Министерства культуры республики Ольга
Михайловна ХАРАЙБАТОВА. Она и призвала коллег включиться в обсуждение проекта
этого закона, создать в Москве объединение заинтересованных лиц на базе общественных
библиотечных организаций. Сделать это надо как можно быстрее, потому что в настоящее
время в проекте закона речь идет только об учреждениях искусства и культуры. По этому
закону, меценатом будет считаться только тот, кто вкладывает свои средства в
учреждения искусства и культуры, а библиотеки по прежнему будут считаться сугубо
просветительскими учреждениями и таким образом останутся наедине со своими
проблемами.
О. Харайбатова предложила также обсудить на страницах журнала вопрос о том,
как добиться, чтобы доля акцизов с водочных и табачных изделий попадала в учреждения
культуры. Это было бы просто справедливо
–
брать такой налог в пользу развития
учреждений культуры, возмещая им таким путем моральный ущерб: ведь, по большому