6
Кое-как его отыскали, но использовать уже не смогли из-за сильных повреждений. Кое-
кто, правда, посоветовал для симметричности убрать и второй орнамент, но мы этого
делать не стали. Вот почему и до сих пор на одном сэргэ отсутствует ободок орнамента.
На второй день свирепствовавший ветер стих, погода стала ясной, но было холодно, около
30 градусов мороза.
2 ноября к разъезду Якутский со стороны Тынды, Нерюнгри и даже Алдана почти
беспрерывным потоком шли автобусы и легковушки, ехали делегации, чтобы поздравить
строителей железной дороги с большой трудовой победой – приходом первого поезда на
якутскую землю.
Мы прибыли на праздник вместе с С. М. Лехановым, М. Я. Хариным, В. Т. Сорокиным и
другими товарищами. Но на смотровую площадку к монументу нас не пустили, дорога
была закрыта и заставлена грузовыми машинами, в кабинах которых находились
работники милиции и дружинники. Пришлось потребовать немедленно убрать с дороги
все грузовики.
Потом прилетел военный вертолет, на котором находились партийные и советские
руководители Амурской области, а так же Главбамстроя. Вертолет сделал три круга,
будто проверяя, все ли готово для проведения торжественного митинга.
После торжеств по случаю прихода первого поезда в Якутию, я обратился в Госарбитраж
с иском за невыполнение договора по строительству монумента. Арбитраж взыскал в
пользу Нерюнгринского горисполкома, но мастерская художественного фонда так и не
сделала недостающую часть ободка орнамента. С тех пор стоит сэргэ на границе Якутии и
Амурской области, как объект, незавершенный строителями. Может быть, стоит в
настоящее время вернуться к монументу и сделать его, ведь он является памятником
республиканского значения?
И вообще, стоит посмотреть, как чувствуют себя памятники, монументы, стелы в нашей
республике. Знаю, там, где нет за ними ухода, запустение и беспорядок. Когда я работал
председателем горисполкома, все свои командировки по АЯМу в сторону Тынды начинал
с остановок у Монумента Сэргэ. При мне покрасили нижнюю его часть, больно уж много
нелепых надписей оставляют на нем люди. Потом мы даже большую доску поставили
рядом с уже заготовленной надписью «Я тут был!...». Оставалось только поставить свое
имя, и человек себя «увековечил»!
Кочнев, Михаил Пантелеймонович. И поднялось Сэргэ: из истории Нерюнгри / М. Кочнев, первый
председатель горисполкома, почетный гражданин г. Нерюнгри // «Амуро -Якутский меридиан». – 1993. – 23
янв.
Первый поезд на якутской земле
(отрывок)
Кочнев Михаил Пантелеймонович, первый председатель Нерюнгринского райисполкома
«… После приветственных речей через громкоговоритель прозвучала команда:
«Открыть монумент-сэргэ строителям Байкало-Амурской магистрали!». Этой чести
вместе со мной удостоились С. М. Леханов, В. Т. Сорокин, М. Я. Харин, председатель
исполкома Нагорнинского поссовета Н. А. Руденко, строители СМП-577 Р. Байская и А.
Яковлева из отряда «Якутский комсомолец». К сожалению, не смог пробиться через толпу
зрителей к монументу Л. Трофимов, первый секретарь горкома ВЛКСМ, – он тоже был в
составе делегации.
Это событие освещали около ста советских и иностранных журналистов из газет,
радио и телевидения.
Погода благоприятствовала празднику. Пурга, бушевавшая несколько дней,
прекратилась, стало теплее, день выдался ясный и безветренный. Праздник был шумный,