Previous Page  6 / 43 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 43 Next Page
Page Background

6

Кое-как его отыскали, но использовать уже не смогли из-за сильных повреждений. Кое-

кто, правда, посоветовал для симметричности убрать и второй орнамент, но мы этого

делать не стали. Вот почему и до сих пор на одном сэргэ отсутствует ободок орнамента.

На второй день свирепствовавший ветер стих, погода стала ясной, но было холодно, около

30 градусов мороза.

2 ноября к разъезду Якутский со стороны Тынды, Нерюнгри и даже Алдана почти

беспрерывным потоком шли автобусы и легковушки, ехали делегации, чтобы поздравить

строителей железной дороги с большой трудовой победой – приходом первого поезда на

якутскую землю.

Мы прибыли на праздник вместе с С. М. Лехановым, М. Я. Хариным, В. Т. Сорокиным и

другими товарищами. Но на смотровую площадку к монументу нас не пустили, дорога

была закрыта и заставлена грузовыми машинами, в кабинах которых находились

работники милиции и дружинники. Пришлось потребовать немедленно убрать с дороги

все грузовики.

Потом прилетел военный вертолет, на котором находились партийные и советские

руководители Амурской области, а так же Главбамстроя. Вертолет сделал три круга,

будто проверяя, все ли готово для проведения торжественного митинга.

После торжеств по случаю прихода первого поезда в Якутию, я обратился в Госарбитраж

с иском за невыполнение договора по строительству монумента. Арбитраж взыскал в

пользу Нерюнгринского горисполкома, но мастерская художественного фонда так и не

сделала недостающую часть ободка орнамента. С тех пор стоит сэргэ на границе Якутии и

Амурской области, как объект, незавершенный строителями. Может быть, стоит в

настоящее время вернуться к монументу и сделать его, ведь он является памятником

республиканского значения?

И вообще, стоит посмотреть, как чувствуют себя памятники, монументы, стелы в нашей

республике. Знаю, там, где нет за ними ухода, запустение и беспорядок. Когда я работал

председателем горисполкома, все свои командировки по АЯМу в сторону Тынды начинал

с остановок у Монумента Сэргэ. При мне покрасили нижнюю его часть, больно уж много

нелепых надписей оставляют на нем люди. Потом мы даже большую доску поставили

рядом с уже заготовленной надписью «Я тут был!...». Оставалось только поставить свое

имя, и человек себя «увековечил»!

Кочнев, Михаил Пантелеймонович. И поднялось Сэргэ: из истории Нерюнгри / М. Кочнев, первый

председатель горисполкома, почетный гражданин г. Нерюнгри // «Амуро -Якутский меридиан». – 1993. – 23

янв.

Первый поезд на якутской земле

(отрывок)

Кочнев Михаил Пантелеймонович, первый председатель Нерюнгринского райисполкома

«… После приветственных речей через громкоговоритель прозвучала команда:

«Открыть монумент-сэргэ строителям Байкало-Амурской магистрали!». Этой чести

вместе со мной удостоились С. М. Леханов, В. Т. Сорокин, М. Я. Харин, председатель

исполкома Нагорнинского поссовета Н. А. Руденко, строители СМП-577 Р. Байская и А.

Яковлева из отряда «Якутский комсомолец». К сожалению, не смог пробиться через толпу

зрителей к монументу Л. Трофимов, первый секретарь горкома ВЛКСМ, – он тоже был в

составе делегации.

Это событие освещали около ста советских и иностранных журналистов из газет,

радио и телевидения.

Погода благоприятствовала празднику. Пурга, бушевавшая несколько дней,

прекратилась, стало теплее, день выдался ясный и безветренный. Праздник был шумный,