7
веселый и искренний. Вечером в клубе СМП-577 состоялся концерт мастеров искусств
Якутии. В поселке Нагорный всю ночь не смолкали песни, музыка, веселье. Люди от души
отмечали большое трудовое достижение.
Приход первого поезда на якутскую землю – событие историческое для якутян. На
постаменте сэргэ изображена схема железнодорожной линии Тында – Беркакит и сделана
надпись: «Они строили железную дорогу».
Нагорный: СМП-577 управления строительства «БАМстройпуть», мехколонны-155
и 156 «БАМстроймеханизации», автоколонна №5 управления строительства
«БАМстройпуть»;
Золотинка: СМП-578 управления строительства «БАМстройпуть», мехколонны-157
и 158 «БАМстроймеханизации», тоннельный отряд №16 треста «БАМтоннельстрой», СУ-
91 треста «БАМтрансвзрывпром», мостоотряд 355 треста «Мостострой-10», автоколонна
№6 управления строительства «БАМстройпуть», ОРС СМП-578 УРСа «БАМстройпуть»,
участок №3 треста «ЦентрБАМстрой»;
Беркакит: СМП-591 управления строительства «БАМстройпуть», СМП-595
«Юность Якутии» управления строительства «БАМстройпуть», СМП-596 управления
«БАМстройпуть», СМП «Кузбасс» комбината «Кузбассшахтострой», УПТК-8 управления
строительства «БАМстройпуть», отделение временной эксплуатации управления
строительства «БАМстройпуть», УМС управления строительства «БАМстройпуть»;
Чульман: мостоотряд 349 треста «Мостострой-10».
Кочнев, Михаил Пантелеймонович. Первый поезд на якутской земле : [об открытии монумента-
сэргэ] // М. П. Кочнев. Нерюнгри: дневник первого председателя. / М. Кочнев. − М., 1997. − С. 38 -40.
Монумент на границе
Вячеслав Пересторонин.
Он прочно, по-хозяйски обосновался на склоне Станового хребта, придавая
суровому
северному пейзажу какой-то
уют. И прор езавши е сопки рельсы, что
поблескивают далеко внизу, теперь уже не кажутся здесь каким-то чудом. Они стали
привычной, неотъемлемой принадлежностью якутской земли. Именно эти мысли рождает
монумент, что стоит на границе Амурской области и ЯАССР. Строгие и в то же время
легкие формы сэргэ-коновязей, украшенных национальным орнаментом, символизируют
гостеприимство, дружбу и братство тех, кто строил железнодорожную линию Тында −
Беркакит.
На табличках увековечены многие коллективы. Среди них пять строительно-
монтажных поездов, шесть мостоотрядов, тринадцать механизированных колонн и другие
подразделения. Над ними, как часовые, стоят белые сэргэ. Прислушайтесь: они издают
едва уловимые торжественные звуки, словно неугомонный верховой ветер превратил их в
огромный музыкальный инструмент. Они славят людей разных национальностей, которые
на участке от Тынды до разъезда «Якутский» показали образцы труда, проявили
подлинный героизм. 103
километра превратились в километры мужества и стойкости. Из
солнечной Молдавии приехали строить БАМ Геннадий Плониш и его товарищи. И первая
же зима устроила им суровый экзамен на зрелость. Вторая опора моста через Гилюй стала
преградой, которую долго не могли преодолеть. Река заливала котлован водой, не давая
вести бетонирование. Но и она отступила перед мужеством людей. 112 дней и ночей было
приковано всеобщее внимание к мосту через Гилюй. Ведь он являлся своеобразным
ключом к Южной Якутии, сдерживая укладку железнодорожных рельсов. И
мостостроители выполнили свою задачу. Ударный труд позволил вдвое сократить
нормативные сроки строительства. А последний пролет собран за неделю, − таких темпов
на БАМе никогда не показывали.