Table of Contents Table of Contents
Previous Page  20 / 74 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 74 Next Page
Page Background

20

Васильева А.А.

Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и про-

свещении» как часть государственной экологической политики: проблемы

реализации

В 2013 году, объявленном годом охраны окружающей среды, особенно важно про-

вести некоторые итоги того, что сделано в республике по реализации Закона "Об экологи-

ческом образовании и просвещении", как части ее экологической политики [1]. Г осудар-

ственная экологическая политика (ГЭП) Президента Республики Саха (Якутия) (РС (Я)

была утверждена ее первым Президентом М.Е. Николаевым 7 марта 1996 года. Как отме-

чено в этом документе, Якутия относится к "легкоранимой экологической зоне", неблаго-

приятная региональная специфика которой будет усугубляться в связи с глобальными яв-

лениями (выбросами парниковых газов, истощением озонового слоя, трансграничными

загрязнениями), а также в связи с развитием горнодобывающей промышленности в рос-

сийской Арктике. "Деструктивная практика природопользования" привела к тому, что "в

Якутии полностью исчерпали защитные и самовосстановительные возможности природ-

ной среды..., тем самым ставя под угрозу экологическую безопасность республики, ны-

нешних и будущих ее граждан" [2, С.1].

В связи с этим в ГЭП определены 8 приоритетных целей и задач. Важнейшей из

них, на наш взгляд, является занимает "интеграция проектов и программ экологического

воспитания и образования населения в общереспубликанскую систему образования" [2,

С.2]. Как механизм реализации этой задачи, в ГЭП раскрыты пути реформирования эко-

логического образования и воспитания, в ходе которого предполагается опираться на

"добрые исторические традиции и опыт народов Якутии", что должно привести к "дости-

жению гармоничного сосуществования с природой" [2, С.3]. Далее в ГЭП предполагается,

что последнее (гармоничное сосуществование с природой) будет достигаться постепенно.

В начале 2005 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологиче-

ском образовании и просвещении» (в дальнейшем - «Закон»). Этот шаг был логическим

продолжением успешной реализации государственной экологической политики в нашей

республике [1].

Среди многих положений этого Закона выделим лишь два, на наш взгляд, важней-

ших - таких, которые могли бы реально способствовать оптимизации современного со-

стояния школьного экологического образования. Отметим, что в этом материале мы спе-

циально сужаем объект нашего обсуждения, и, например, не касаемся профессионального

образования, сферы экологического просвещения и др.

Во-первых, энтузиасты общего экологического образования большие ожидания

связывали со статьей 14 - «Школьное и внешкольное экологическое образование», в кото-

рой определяется необходимость экологизации школьного образования, проводимой пу-

тем

«включения экологических аспектов во все предметы, введения учебного предмета эколо-

гического содержания на завершающем этапе основного общего образования».

Уточним, что

выполнение приведенного положения из статьи 14 «

является обязательным

» для всех об-

разовательных учреждений.

Общеизвестно, что на федеральном уровне предмет «экология» уже несколько лет

не входит в учебные планы школ страны. Вспомним, однако, что с 1990 года экология

включалась как расширение, как добавление к предметам биология (1990), химия (1990),

география (1993) или естествознание (2001). Учитывая, что отдельные аспекты содержа-

ния этой весьма интегрированной образовательной области, естественно, входят в струк-