20
Васильева А.А.
Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и про-
свещении» как часть государственной экологической политики: проблемы
реализации
В 2013 году, объявленном годом охраны окружающей среды, особенно важно про-
вести некоторые итоги того, что сделано в республике по реализации Закона "Об экологи-
ческом образовании и просвещении", как части ее экологической политики [1]. Г осудар-
ственная экологическая политика (ГЭП) Президента Республики Саха (Якутия) (РС (Я)
была утверждена ее первым Президентом М.Е. Николаевым 7 марта 1996 года. Как отме-
чено в этом документе, Якутия относится к "легкоранимой экологической зоне", неблаго-
приятная региональная специфика которой будет усугубляться в связи с глобальными яв-
лениями (выбросами парниковых газов, истощением озонового слоя, трансграничными
загрязнениями), а также в связи с развитием горнодобывающей промышленности в рос-
сийской Арктике. "Деструктивная практика природопользования" привела к тому, что "в
Якутии полностью исчерпали защитные и самовосстановительные возможности природ-
ной среды..., тем самым ставя под угрозу экологическую безопасность республики, ны-
нешних и будущих ее граждан" [2, С.1].
В связи с этим в ГЭП определены 8 приоритетных целей и задач. Важнейшей из
них, на наш взгляд, является занимает "интеграция проектов и программ экологического
воспитания и образования населения в общереспубликанскую систему образования" [2,
С.2]. Как механизм реализации этой задачи, в ГЭП раскрыты пути реформирования эко-
логического образования и воспитания, в ходе которого предполагается опираться на
"добрые исторические традиции и опыт народов Якутии", что должно привести к "дости-
жению гармоничного сосуществования с природой" [2, С.3]. Далее в ГЭП предполагается,
что последнее (гармоничное сосуществование с природой) будет достигаться постепенно.
В начале 2005 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологиче-
ском образовании и просвещении» (в дальнейшем - «Закон»). Этот шаг был логическим
продолжением успешной реализации государственной экологической политики в нашей
республике [1].
Среди многих положений этого Закона выделим лишь два, на наш взгляд, важней-
ших - таких, которые могли бы реально способствовать оптимизации современного со-
стояния школьного экологического образования. Отметим, что в этом материале мы спе-
циально сужаем объект нашего обсуждения, и, например, не касаемся профессионального
образования, сферы экологического просвещения и др.
Во-первых, энтузиасты общего экологического образования большие ожидания
связывали со статьей 14 - «Школьное и внешкольное экологическое образование», в кото-
рой определяется необходимость экологизации школьного образования, проводимой пу-
тем
«включения экологических аспектов во все предметы, введения учебного предмета эколо-
гического содержания на завершающем этапе основного общего образования».
Уточним, что
выполнение приведенного положения из статьи 14 «
является обязательным
» для всех об-
разовательных учреждений.
Общеизвестно, что на федеральном уровне предмет «экология» уже несколько лет
не входит в учебные планы школ страны. Вспомним, однако, что с 1990 года экология
включалась как расширение, как добавление к предметам биология (1990), химия (1990),
география (1993) или естествознание (2001). Учитывая, что отдельные аспекты содержа-
ния этой весьма интегрированной образовательной области, естественно, входят в струк-