21
туру биологии, химии, физики и географии, отметим, что отсутствие Госстандарта
школьного экологического образования все же не позволяет судить о достаточной эколо-
гизации указанных предметов. В связи с этим установленное Законом введение экологи-
ческого предмета в 9 классе средней школы могло бы «подвести под крышу» экологиче-
ское образование в основной школе, систематизировать раздробленные по разным есте-
ственнонаучным учебным предметам, знания и умения в области экологии.
Каково же положение с выполнением этой статьи Закона в общеобразовательных
учреждениях республики? Анализ состояния преподавания экологических знаний и уме-
ний в школах Якутии показывает, что, несмотря на законодательное подкрепление эколо-
гического образования, руководящие органы образования не предпринимают необходи-
мых действий для приведения существующей системы образования в соответствие с За-
коном. Это означает, что:
-
предмет «экология» до сих пор не введен в Базисный учебный план школ РС
(Я);
-
не проводится специальная переподготовка для учителей, которым предсто-
ит преподавать «экологию» в 9 классе;
-
не поступил государственный заказ в высшие учебные заведения республики
на специальную подготовку учителей для преподавания экологических дисциплин
(например, на подготовку по специальности «учитель биологии и экологии");
-
не происходит обогащение библиотечного фонда школ Якутии учебниками
для преподавания курса экологии в 9 классе и др.
Отметим все же положительные явления в этой области - в 2011 году впервые на
БГФ приняты студенты по направлению бакалавриата "география и экология", будущие
учителя географии и экологии.
Во-вторых, надежды школьной экологической общественности связывались и с
действием статьи 12 - о «Государственных образовательных стандартов в области эколо-
гического образования», которая регламентирует их действие, как
«основы для разработки
учебных программ и мониторинга его качества для всех видов, форм и уровней образования».
Предвосхищая возможные возражения об отсутствии в перечне государственных
образовательных стандартов такового для школьного экологического образования, а, по-
тому и невозможности
«разработки национально-региональных компонентов, отражающих
региональные особенности природы, населения, истории, культуры, экономики и экологиче-
ского состояния» Якутии» (п. 2. статьи 12)
приведем антитезис. Возможно ли «создание
учебных программ в области экологического образования», и тем более «мониторинга его
качества для всех видов, форм и уровней образования» без четко сформулированных ми-
нимальных требований к его содержанию (то есть того, что и является госстандартом).
Учитывая правильность прежнего подхода к структуре Госстандарта, следовало бы
разрабатывать не только национально-региональные компоненты, но и муниципальные
(Закон, статья 20 - «Механизм реализации законодательства в области экологического об-
разования и просвещения»), а, в отдельных случаях, и школьные компоненты стандартов
экологического образования (в тех случаях, когда речь идет о принятых для школы повы-
шенных требованиях в этой области).
Что касается нашей республики, то разработка национально-региональных и муни-
ципальных компонентов госстандартов в области экологического образования должна
иметь место и еще по одной причине, определенной Законом. Важнейшим вкладом в со-
держание регионального экологического образования должна стать реализации «красной
нити», «изюминки» Закона - «
использования эколого-педагогического опыта коренных наро-
дов Республики Саха (Якутия)»
(Закон, статья 4 - «Принципы государственной политики в