Table of Contents Table of Contents
Previous Page  21 / 74 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 21 / 74 Next Page
Page Background

21

туру биологии, химии, физики и географии, отметим, что отсутствие Госстандарта

школьного экологического образования все же не позволяет судить о достаточной эколо-

гизации указанных предметов. В связи с этим установленное Законом введение экологи-

ческого предмета в 9 классе средней школы могло бы «подвести под крышу» экологиче-

ское образование в основной школе, систематизировать раздробленные по разным есте-

ственнонаучным учебным предметам, знания и умения в области экологии.

Каково же положение с выполнением этой статьи Закона в общеобразовательных

учреждениях республики? Анализ состояния преподавания экологических знаний и уме-

ний в школах Якутии показывает, что, несмотря на законодательное подкрепление эколо-

гического образования, руководящие органы образования не предпринимают необходи-

мых действий для приведения существующей системы образования в соответствие с За-

коном. Это означает, что:

-

предмет «экология» до сих пор не введен в Базисный учебный план школ РС

(Я);

-

не проводится специальная переподготовка для учителей, которым предсто-

ит преподавать «экологию» в 9 классе;

-

не поступил государственный заказ в высшие учебные заведения республики

на специальную подготовку учителей для преподавания экологических дисциплин

(например, на подготовку по специальности «учитель биологии и экологии");

-

не происходит обогащение библиотечного фонда школ Якутии учебниками

для преподавания курса экологии в 9 классе и др.

Отметим все же положительные явления в этой области - в 2011 году впервые на

БГФ приняты студенты по направлению бакалавриата "география и экология", будущие

учителя географии и экологии.

Во-вторых, надежды школьной экологической общественности связывались и с

действием статьи 12 - о «Государственных образовательных стандартов в области эколо-

гического образования», которая регламентирует их действие, как

«основы для разработки

учебных программ и мониторинга его качества для всех видов, форм и уровней образования».

Предвосхищая возможные возражения об отсутствии в перечне государственных

образовательных стандартов такового для школьного экологического образования, а, по-

тому и невозможности

«разработки национально-региональных компонентов, отражающих

региональные особенности природы, населения, истории, культуры, экономики и экологиче-

ского состояния» Якутии» (п. 2. статьи 12)

приведем антитезис. Возможно ли «создание

учебных программ в области экологического образования», и тем более «мониторинга его

качества для всех видов, форм и уровней образования» без четко сформулированных ми-

нимальных требований к его содержанию (то есть того, что и является госстандартом).

Учитывая правильность прежнего подхода к структуре Госстандарта, следовало бы

разрабатывать не только национально-региональные компоненты, но и муниципальные

(Закон, статья 20 - «Механизм реализации законодательства в области экологического об-

разования и просвещения»), а, в отдельных случаях, и школьные компоненты стандартов

экологического образования (в тех случаях, когда речь идет о принятых для школы повы-

шенных требованиях в этой области).

Что касается нашей республики, то разработка национально-региональных и муни-

ципальных компонентов госстандартов в области экологического образования должна

иметь место и еще по одной причине, определенной Законом. Важнейшим вкладом в со-

держание регионального экологического образования должна стать реализации «красной

нити», «изюминки» Закона - «

использования эколого-педагогического опыта коренных наро-

дов Республики Саха (Якутия)»

(Закон, статья 4 - «Принципы государственной политики в