Table of Contents Table of Contents
Previous Page  34 / 74 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 34 / 74 Next Page
Page Background

34

на отдельные участки местности, глобальные. Химические вещества и соединения могут ми-

грировать

и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый

и необратимый ущерб природе.

Проблемы исследований транспортировки химических веществ и их воздействие на

эко-

логическую безопасность в криолитозоне, в настоящее время требуют глубоких и детальных

исследований.

Таблица 1

Типизация видов и форм воздействия железнодорожной Амуро-Якутской магистрали на

окружающую природную среду

Типы

Виды

Разновидно-

сти

Формы Изменяющиеся элементы

природной среды

Природно

технические

ландшафты

Площадные (горо-

да, поселки)

Крупноплощадные (города с населением более 50

тыс. чел.) Нерюнгри - 62,3 тыс.чел.

Наземные,

поверхност-

ные и

приповерх-

ностные.

Интен-

сивное и

экстен-

сивное

Поверхностная и подземная

гидросфера, рельеф,

растительность,

снежный покров,

климат.

Температура пород в зоне

влияния

отдельных

сооружений в

контуре

застройки.

Постоянно

селитебные

Среднеплощадные (поселки с населением от 3 до 50

тыс.чел.) Беркакит - 4,7 тыс.чел Чульман -10,2 тыс.

чел. Алдан - 23,4 тыс. чел Куранах - 6,4 тыс. чел.

Томмот - 8,6 тыс. чел. Амга - 6,4 тыс. чел. Хаптагай

- 3,8 тыс.чел. Нижний Бестях - 3,2 тыс. чел.

Малоплощадные (деревни и поселки с населением

меньше 3 тыс. чел)

Улуу

Кердем

Олень

Россолода

Площадные

эксплуатационные

комплексы

Железнодорожные разъезды. 16 разъездов

Поверхност-

ные

Интен-

сивное

Поверхностная и подземная

гидросфера, рельеф, расти-

тельность, снежный покров

Периодиче-

ски

селитебные

Железнодорожные станции

Станции без поселков - 3 шт.

Поверхност-

ные

Экстен-

сивное

Линейные

надземные

Горизонтальные (железнодорожная дорога, автомо-

бильная притрассовая дорога, линии электропере-

дач, трубопроводы.)

Поверхност-

ные

Экстен-

сивное

Рельеф, поверхностная

гидросфера, растительность,

снежный покров.

Не селитеб-

ные

Искусственные

сооружения

Мостовые переходы

Поверхност-

ные

Экстен-

сивное

Водопропускные трубы

Приповерх-

ностные

Экстен-

сивное

нарушение

естественного

стока, заболачивание

Практически отсутствуют системные исследования геоэкологического мониторинга на

железнодорожном транспорте в условиях криолитозоны. Различные методики оценки эф-

фективности природоохранной деятельности, не учитывают особенностей воздействия же-

лезнодорожных предприятий на окружающую среду [4]. В связи с этим зону взаимодействия

природной и технической среды необходимо рассматривать как природно-техническую си-

стему (рис. 1)

Рис. 1. Природно-техническая система железной дороги АЯМ (ПТС «ЖД АЯМ»)

Конечное множество параметров, характеризующих состояние каждой среды, вне зависимости друг от друга:

ФГС(III) - физико-географическая среда; КС (Ι) - криогенная среда, ТС(Ι) - техническая среда; конечное множе-

ство параметров характеризующие подсистемы природно-технической системы; III-I

,

Ш-ΙI, Ι-II; конечное мно-

жество параметров, характеризуемое функционирование природно-технической системы

-

Ι

-

ΙΙ- ΙΙΙ.