34
на отдельные участки местности, глобальные. Химические вещества и соединения могут ми-
грировать
и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый
и необратимый ущерб природе.
Проблемы исследований транспортировки химических веществ и их воздействие на
эко-
логическую безопасность в криолитозоне, в настоящее время требуют глубоких и детальных
исследований.
Таблица 1
Типизация видов и форм воздействия железнодорожной Амуро-Якутской магистрали на
окружающую природную среду
Типы
Виды
Разновидно-
сти
Формы Изменяющиеся элементы
природной среды
Природно
технические
ландшафты
Площадные (горо-
да, поселки)
Крупноплощадные (города с населением более 50
тыс. чел.) Нерюнгри - 62,3 тыс.чел.
Наземные,
поверхност-
ные и
приповерх-
ностные.
Интен-
сивное и
экстен-
сивное
Поверхностная и подземная
гидросфера, рельеф,
растительность,
снежный покров,
климат.
Температура пород в зоне
влияния
отдельных
сооружений в
контуре
застройки.
Постоянно
селитебные
Среднеплощадные (поселки с населением от 3 до 50
тыс.чел.) Беркакит - 4,7 тыс.чел Чульман -10,2 тыс.
чел. Алдан - 23,4 тыс. чел Куранах - 6,4 тыс. чел.
Томмот - 8,6 тыс. чел. Амга - 6,4 тыс. чел. Хаптагай
- 3,8 тыс.чел. Нижний Бестях - 3,2 тыс. чел.
Малоплощадные (деревни и поселки с населением
меньше 3 тыс. чел)
Улуу
Кердем
Олень
Россолода
Площадные
эксплуатационные
комплексы
Железнодорожные разъезды. 16 разъездов
Поверхност-
ные
Интен-
сивное
Поверхностная и подземная
гидросфера, рельеф, расти-
тельность, снежный покров
Периодиче-
ски
селитебные
Железнодорожные станции
Станции без поселков - 3 шт.
Поверхност-
ные
Экстен-
сивное
Линейные
надземные
Горизонтальные (железнодорожная дорога, автомо-
бильная притрассовая дорога, линии электропере-
дач, трубопроводы.)
Поверхност-
ные
Экстен-
сивное
Рельеф, поверхностная
гидросфера, растительность,
снежный покров.
Не селитеб-
ные
Искусственные
сооружения
Мостовые переходы
Поверхност-
ные
Экстен-
сивное
Водопропускные трубы
Приповерх-
ностные
Экстен-
сивное
нарушение
естественного
стока, заболачивание
Практически отсутствуют системные исследования геоэкологического мониторинга на
железнодорожном транспорте в условиях криолитозоны. Различные методики оценки эф-
фективности природоохранной деятельности, не учитывают особенностей воздействия же-
лезнодорожных предприятий на окружающую среду [4]. В связи с этим зону взаимодействия
природной и технической среды необходимо рассматривать как природно-техническую си-
стему (рис. 1)
Рис. 1. Природно-техническая система железной дороги АЯМ (ПТС «ЖД АЯМ»)
Конечное множество параметров, характеризующих состояние каждой среды, вне зависимости друг от друга:
ФГС(III) - физико-географическая среда; КС (Ι) - криогенная среда, ТС(Ι) - техническая среда; конечное множе-
ство параметров характеризующие подсистемы природно-технической системы; III-I
,
Ш-ΙI, Ι-II; конечное мно-
жество параметров, характеризуемое функционирование природно-технической системы
-
Ι
-
ΙΙ- ΙΙΙ.